В 1932 году на вооружение СССР поступил плавающий танк Т-37А, являясь в дальнейшем первым в мире серийно производившимся плавающим танком. Одновременно с этим шла разработка другого более защищенного и современного плавающего танка, известного как ПТ-1.
Именно об этом проекте и пойдет речь в данной статье.
Работы по созданию нового легкого плавающего танка велись в 1932 году на заводе №37 в Москве, под руководством конструктора Н. И. Астрова. Согласно техническому заданию, новый танк должен был превзойти не только отечественные, но и заграничные плавающие танки по показателям вооружения, бронирования и подвижности. На танке, получившем обозначение ПТ-1, предусматривалась колесно-гусеничная система передвижения, а самое главное - возможность движения по водной поверхности. Для максимальной унификации с серийной бронетехникой, в конструкции ПТ-1 планировалось широкое использование основных узлы и агрегатов серийных легких танков БТ.
Осенью 1932 года был построен опытный образец. Корпус имел необычную ступенчатую носовую часть, середина которого состояла из выгнутых листов, имевших двойной наклон (можно сказать такая форма являлась, своего рода прототипом щучьего носа). Благодаря такой форме, танк имел хорошую остойчивость и небольшое сопротивление при движении по воде. Устанавливаемая на танке башня была схожа с башней БТ-5. Бронирование равнялось 15 мм в лобовой проекции и 10 мм - в бортах. Вооружение состояло из 45-мм пушки 20К и четырех пулеметов ДТ. Экипаж ПТ-1 насчитывал 4 человека: командира и заряжающего, располагающиеся в боевом отделении и механика-водителя и стрелка-радиста - в отделении управления.
Ввиду неготовности 300-сильного дизельного двигателя ПГЕ, на танк установили авиационный двигатель М-17Ф мощностью 500 л.с. Конструкция ходовой части была во многом идентична танку БТ-5. По четыре опорных катка на борт с индивидуальной пружинной подвеской. При этом, при езде на колесном ходу, все катки являлись ведущими, а для управления первая и четвертая пара катков делались поворотными. Собственно двигаться по воде ПТ-1 должен был благодаря двум гребным винтам, находящимся в нижней кормовой части. Масса опытного образца составляло около 14 тонн.
В результате испытания, длившихся до 1933 года, танк показал высокие скоростные характеристики, показатели которых не уступали легкому танку БТ-5. Однако, наблюдались проблемы с движением по воде, связанные с управлением машины. И все же, испытания ПТ-1 прошел вполне успешно.
Проанализировав результаты испытания конструкторами завода №37 был построен улучшенный вариант плавающего танка, получившего название ПТ-1А. От первого варианта ПТ-1А отличался немного удлиненным корпусом с переработанной лобовой частью и новой башней. Число гребных винтов сократилось до одного. Масса выросла до примерно 15 тонн.
Хорошая оценка проекта приемной комиссией давало возможность скорейшего запуска нового плавающего танка в серийное производство. Однако большое количество выпускаемых танков БТ-5, к показателям которого можно было приравнять ПТ-1 делало его выпуск немного нецелесообразным. К тому же в качестве основного плавающего танка СССР являлся уже освоенный в производстве Т-37А. В конце концов, производство такого, высокотехнологичного для своего времени танка было недосягаемой целью для не достаточно развитой советской промышленности. Два опытных танка были помещены в Кубинку, а в ходе эвакуации осенью 1941 года их следы затерялись.
Понравилась статья? Тогда подписывайся, ставь лайк и пиши комментарии. Ваша активность - лучшая благодарность автору. Также это ускоряет выход новых статей. Спасибо за внимание!