«Убейте гитлера» или «Иди и смотри». Мольба о мире.

3 March
Сразу извиняюсь за мрачный материал, просто чувствую, что мне нужно поделиться этими мыслями, просто хочу излить душу. Может быть поэтому недоверие к Европе у меня в крови.
Фотохроника
Фотохроника

Интеллигентный, мягкий Адамович в деле был абсолютно непреклонным. Это сразу понял Элем Климов. Когда они совместно писали сценарий «Убейте Гитлера». В какой-то момент Элем прямо сказал Алесю: что получается такой жестокий фильм, вряд ли кто-нибудь сможет его смотреть. Но тот ответил: «Пусть не смотрят. Мы должны это оставить после себя. Как свидетельство войны, как мольбу о мире».

Кадры из фильма "Иди и смотри"
Кадры из фильма "Иди и смотри"

«Я смерти не боюсь. Я мог мальчишкой умереть на войне. Оставшаяся жизнь мне была в подарок» - Александр (Алесь) Михайлович Адамович. Фильм действительно получился тяжеловат, но он стал особенным, это живой рассказ о той войне, об оккупации. Кинокритики требовали, переделать фильм, "сгладить углы", а то якобы его не будут смотреть, и вообще нельзя такое показывать. Но фильм оставили без изменений. На Московском кинофестивале 1985 года фильм Климова-Адамовича уже под названием "Иди и смотри" получил первый приз.  Фильм "ИДИ И СМОТРИ" основан на реальных событиях - это повествование, а не про спецэффекты и интригующий сюжет, и т.п.

Кадры из фильма "Иди и смотри"
Кадры из фильма "Иди и смотри"

У фильма есть свой особый дух. В детстве, совсем мелкий посмотрел этот фильм. Мне потом снились страшные сны, очень странно реалистичные, как будто собственные воспоминания. Мне 4-5 лет, якобы оставили в деревне с бабушкой, а моя молодая и красивая мама естественно сбежала в леса к партизанам, прятаться. Во сне проживал какой-то сюжет который по духу явно связан с этим фильмом. Сюжеты моих снов были не по фильму. Хочу поделиться этими переживаниями. Нас с бабушкой, как и всех других проживающих в деревне (в основном такие же старики и малолетние дети) немцы выгоняют на дорогу и куда-то ведут. Останавливают на краю какой-то ямы, мы оказываемся между этой ямой и уже стоявшим напротив мотоциклом с коляской, и пулеметчиком. Пулеметчик взволнован, крепко держит рукоятки заряженного Maschinengewehr 34 (популярный пулемет нацистов, его еще прозвали "Пила гитлера" за плотный огонь, скорострельность). Пулеметчик явно в напряжении и в неком смятении глядит на нас.

Фотохроника
Фотохроника

Сон интересен тем что он и не как сон, а именно как живое воспоминание, помню всё, словно собственные детские мысли и наивные непонятки с ними мелькающие. Помню как вдруг понял всё происходящие, и как сознание отказывалось это принять. Помню даже напряжение в воздухе пока шли, безысходность, отчаянные и надежду в лицах стариков, недоумение, удивление детей. Не как сон, а как воспоминание помню то чувство, когда нас остановили и бабушка взяла меня на руки, а я с радостью тяну к ней руки и она обняла прижала к себя (явно всё понимая) и начались стрельба. Стрельбу первыми открыли автоматчики которые нас остановили у ямы и отошли к пулеметчику на мотоцикле, рядом с которым стоял какому-то немецкий офицер. Еще до грохота выстрелов бабушка резко отворачивается со мной на руках от стреляющих и падает в яму. Она точно ждала кода они направят на нас автоматы и начнут стрелять. Я в шоке от грохота и криков и уже ни чего не слышу, мозг и восприятие творящееся ужаса заблокированы. Только чувствую какие-то удары и толкания смутно понимая, происходящее. Мы упали и осознаю, нет больше бабушки и нет "своих добрых" взрослых, нет тех кто меня защитит. Все остальные взрослые чужие, они плохие, от них нужно спастись, ведь у меня где-то есть мама и папа, они меня точно защитят. Помню все эти детские мысли, все чувства и ощущения словно это было на яву со мной в детстве, а не как какой-то сон. Я православный человек и не верю в реинкарнацию и прочие гуляния, переселение душ, но как верующий понимаю, что есть невидимый глазу духовный мир. Видимо этот фильм, а может ещё какой нибудь, про жестокость нацизма, на меня так повлиял в детстве, что через сон были такие откровенные переживания, очень настоящие, не придуманные, а было словно чьи-то воспоминания.

Фотохроника
Фотохроника

Заканчивается всё на том, что лежу в яме, ни пулеметчик, ни автоматчики в меня не стреляли или просто бабушка забой прикрыла, падая со мной на руках. Бабушка лежит лицом в низ, не двигаясь, под нами ещё кто-то уже мертвый. Мы стояли в центре группы, бабушка явно знала к чему всё идет. Наверное через партизан уже про такие зверства немцев слышала. Я лежу почти под бабушкой, затаился, прячусь за ней. Какие-то фигуры людей на краю ямы из пистолетов, стреляют в тех кто стонет, или как-то хрипит, ворочается, и в ревущих от ужаса и боли детишек. Мне во сне примерно 4-5 годика и я очень хочу сейчас к маме и папе, но папы давно нету (с начала войны ушел воевать), а мама точно думаю скоро придет за мной, она иногда приходит в деревню к бабушке и ко мне. Сжался от страха и думаю главное сейчас мне надо молчать, не выдать себя, лишь бы меня не заметили, лишь бы не стреляли в меня. Страха смерти нет, ещё нет осознания смерти в таком возрасте, просто детский страх, что будет больно и желание скорее бы к маме. В яме наступает тишина, все умолкают, понимаю что всё закончилось, в меня не стали стрелять, жив. Лежу присушиваюсь, рассуждая детским умом, что нужно переждать когда уйдут эти дяди, иначе точно в меня будут стрелять.

 Венгерские военные на оккупированной территории. Расстрелял местных жителей.
Венгерские военные на оккупированной территории. Расстрелял местных жителей.

Уверен, это не простой сон, возможно даже эпизод чьей-то судьбы в детстве, в оккупации, во время великой отечественной войны. Мне снился этот сон в разном возрасте и не только расстрел, были другие сюжеты, они как вещие сны, как не придуманные и не подсмотренные истории из жизни. В этом сне например знал, что фашисты уже покидают деревню, знаю что вчера они собирались в дорогу, набрали себе еды, подготовили технику и оружие. Нас жителей деревни они, по утру просто как рабов/пленников с собой повели. Думаю, что некоторые жители деревни даже и не могли предположить, что их с детьми ведут на растел, ведь ещё вчера нормально, дружелюбно общались, готовили вместе еду, бабы стирали им одежду, жители спокойно помогали со сборами в дорогу.

Фотохроника
Фотохроника

Нет ни какого оправдания нацизму и колонизаторам второй мировой. Тысячи деревень на западе России были уничтожены, миллионы детей были убиты — цинично, по зверски. Дети убиты ими за то, что их отечество, наследие отцов для них, вдруг приглянулось фашисту. Эти пришельцы убивали детей только за тот факт, что ребенок живет на родной земле. Немцы планировали зачистить территории и «онемечить», что бы уже ни у кого из живых не было прав на присвоение земли. Официальная позиция нацистов и их союзников, того времени — забрать как трофей и раздать в награду все эти оккупированные территории, если и оставить местное население, то только как рабов. Есть соответствующие документы подтверждающие данные планы. Нацисты придумали себе мировоззренческую теорию о том, что на захваченных территориях живут не люди, что это всё недочеловеки (Untermensch — Унтерменш), а поэтому ни каких прав у аборигенов быть не может.

Кадры из фильма "Иди и смотри"
Кадры из фильма "Иди и смотри"

Колонизатор убежден в своей вседозволенности и законодательно свободен с местными делать всё что угодно и систематично уничтожать тех кто не способен обслуживать высшую нацию, безнаказанно убивать если есть лишние аборигены. Это классическая теория исключительности своих прав, при распространении европейской цивилизации. Нацизм, вера в превосходство европейских национальностей, их культуры и т.п. пустая идеология для масс — это только для обмана совести творя откровенное зло при колонизации.

В память о событиях в Лидице, 1942 года 10 июня. Нацисты убили 173 взрослых мужчин. 184 женщины и 88 детей были вывезены в концентрационные лагеря. Шестеро детей были выбраны для германизации, остальные 82 ребенка были доставлены в лагерь смерти в Хелмно и были убиты.
В память о событиях в Лидице, 1942 года 10 июня. Нацисты убили 173 взрослых мужчин. 184 женщины и 88 детей были вывезены в концентрационные лагеря. Шестеро детей были выбраны для германизации, остальные 82 ребенка были доставлены в лагерь смерти в Хелмно и были убиты.
Фотохроника
Фотохроника

Эпоха колонизации закончилась, только после второй мировой войны. Дух и идея превосходства нации, право вседозволенности над слабыми, эксплуатация не способных защищаться, а геноцид/этноцид как норма, это не ветхие, допотопные времена, всё это европейская идеология прошлого века. Все теории о национальном превосходстве стихли в Европе, США и в целом мире только после победы над нацистской Германией и усилением Советского союза. Мне видится, колонизация и националистические теории про исключительность национальностей и особой культуры, про превосходство европейцев над другими народами продолжили бы открыто культивировать в массах, для продолжения политики колонизации, для оправдания гегемонии европейской цивилизации. Неожиданное для всех обстоятельство, что СССР не только выжил, но и стал сверхдержавой после разрушительной войный с немцами, помешали ещё тогда установить свой мировой порядок на планете под господством европейских колонизаторов.

Один из приемов умерщвления. Детей заболевших корью запирали в отдельном бараке, где о них не заботились, усугубляли болезнь, после чего дети умирали за 2—3 дня.
Один из приемов умерщвления. Детей заболевших корью запирали в отдельном бараке, где о них не заботились, усугубляли болезнь, после чего дети умирали за 2—3 дня.
Информация про Саласпилсский концентрационный лагерь смерти по ссылке: https://wiki2.org/ru/Саласпилсский_концлагерь

Зверства немецких нацистов и их союзников при военной попытке колонизировать Россию, нельзя терять из внимания, мы обязаны это знать и помнить. Истории той трагедии важны для понимания природы теорий которыми оправдывают бесчеловечность, откровенное зло под предлогом исключительности одного сообщества над другим. Об этом обязательно нужно помнить, что бы не допустить подобное уже никогда.

Фотохроника. Фото с сайта Вашингтонского музея Холокоста.
Фотохроника. Фото с сайта Вашингтонского музея Холокоста.
Подпись у этого фото гласит: «Украинская вспомогательная полиция убивает еврейскую женщину и ребенка в городском парке. Мирополь, Украина, Советский Союз. Октябрь 1941 года. Фото сделал словацкий солдат, который участвовал в охране места убийства. После войны он дал показания, что стрелявшие были знакомы с жертвами. В тот день убили около ста мирных граждан, в числе которых 49 были дети.
Ссылка на источник фото: http://somewereneighbors.ushmm.org/

9 мая — это не просто праздник победы, это даже не про противостояние СССР и нацистов, лично для меня 9 мая дата которую мы должны отмечать как отмечается Пирум. Пирум — это еврейский народный праздник, в честь событий времен Персидской империи. Некий Аман, человек с огромной властью, главный чиновник при персидском царе готовил полное истребление еврейского народа и его культуры. Из истории видим, что геноцид и этноцид распространенная практика, дай только предлог (истребление Карфагенской цивилизации римлянами после победы; полное уничтожение войсками Македонского неугодных народов на захваченных землях; истребление евреев в Римской империи в первом веке, и т.д.). В 355 году до н.э. еврейский народ спасся в Персидской империи, от намерений Амана их уничтожить. Это событие из истории празднуется с размахом, как один из самых главных национальных праздников, как урок истории. Армия Европы под руководством немецких фашистов так же намеревались истребить население и культуру на захваченных землях России. 9 мая это не просто праздник победы в великой отечественной войне, не просто победа над нацизмом. Для русского человека, для нашей многонациональной нации, 9 мая это праздник нашего спасения от неминуемого истребления захватчиками.

Фотохроника из газеты «Известия» №216, от 12-09-1943
Фотохроника из газеты «Известия» №216, от 12-09-1943

статья «Это сделали немцы»
М.Рыльский ||  « Известия » №216, 12 сентября 1943 года
Об истории фотографий можно прочитать перейдя по ссылке: https://0gnev.livejournal.com/285099.html?replyto=1982635

Фотохроника
Фотохроника

Можем ли мы простить этих зверей в образе человеческом? Как православный человек буду рад простить. Вот только дело в том, что простить можно лишь кающегося, кто на деле отказался от зла, сотворившего «достойный плод покаяния» (Мф 3:8) Нет прощения тем кто не раскаивается, нельзя простить тех кто не заслужил это делами.

В Ветхом завете, в книге пророка Ионы, это видим на примере города Ниневия. Его жители не могли быть прощены без должного покаяния. Дажа при всем отеческом желании Бога их спасти. Только через пророчество и призыв к покаянию, пророком Ионой, они осознали своё зло, раскаялись, отказались от духа/идей зла. Тогда они были прощены и спасены Богом. Обратный пример, города Садом и Гоморра, там не отказались от своих злых убеждений, а без покаяния не бывает прощения, в наказание эти города и всё население их сгинули в небытие.

Использовано фото из блокадного Ленинграда.
Использовано фото из блокадного Ленинграда.

Режиссер фильма "Иди и смотри" Элем Климов рассказывал о реакции немецких зрителей на его фильм: «Как-то на одном из обсуждений фильма встал пожилой немец и сказал: «Я солдат вермахта. Больше того - офицер вермахта. Я прошёл всю Польшу, Белоруссию, дошёл до Украины. Я свидетельствую: всё рассказанное в этом фильме - правда. И самое страшное и стыдное для меня - что этот фильм увидят мои дети и внуки»

P.S.:
В фильме "Иди и смотри" показана сцена Хатынской трагедии. В Хатыни фашисты убили 149 жителей деревни, из них 75 детей младше 16 лет.


p.s.s
.:
Трагедия села Кортелесы, не так ширко известна как Хатынская, но её масштаб многократно выше -
было убито 2875 жителей, в том числе 1620 детей. В местном музее хранится отчет командира роты «Нюрнберг» обер-лейтенанта Глюкса. Несколько цитат из того от отчета:

<...> Я вел себя так спокойно, что мой покой передавался подчиненным и жертвам, и это обеспечило успех. Мне удалось захватить и конвоировать к месту расстрела всех живых из Кортелесов и хуторов. Всех, без исключения. <...>

<...>Расстрел проводил в пяти местах одновременно, заглушая пулемёты рёвом автомобильных моторов. Сперва расстрелял молодых мужчин, которые могли оказывать сопротивление. Расстрел женщин и детей проходил без любых осложнений.<...>

<...>Расстрел начался в 9.00 и закончился в 16.25 в тот же день.<...>

Подобных деревень тысячи, с полным уничтожением жителей включая всех детей, что уже и некому рассказать о них, некому о их помнить.

Фотохроника.  Время и место фото не известно. Судьба людей на фото так же неизвестна. Полное истребление - это миллионы неизвестных судеб.
Фотохроника. Время и место фото не известно. Судьба людей на фото так же неизвестна. Полное истребление - это миллионы неизвестных судеб.

Корюковская трагедия
Утром 1 марта 1943 года карательный отряд окружил деревню и принялся истреблять мирное население. Под предлогом проверки документов людей сгоняли в клубы, школы и церкви, после чего партиями по 50—100 человек расстреливали, невзирая на пол и возраст. 2 марта забитые трупами дома начали поджигать, но убийства продолжались. К концу дня 2 марта Корюковка почти полностью сгорела. Как показало расследование и экспертизы областной комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков в Корюковке, за два дня оккупанты и их помощники-полицаи зверски уничтожили по меньшей мере 6700 человек, причём 5612 тел остались неопознанными.

«Убейте гитлера» или «Иди и смотри». Мольба о мире.