Два довода: почему трезубец Рюриковичей это не сокол

8 April 2020
24k full reads
5 min.
40k story viewsUnique page visitors
24k read the story to the endThat's 62% of the total page views
5 minutes — average reading time
на заставке использован сюжет современного герба Старой Ладоги
на заставке использован сюжет современного герба Старой Ладоги
на заставке использован сюжет современного герба Старой Ладоги
Древний княжеский знак крестившего Русь князя Владимира Святославича (Святого), прообраз современного герба Украины, особенно в последнее время все чаще пытаются интерпретировать как стилизованное изображение пикирующего сокола. Про это твердят "родноверы", националисты, о том же говорят и многочисленные самодеятельные историки и реконструкторы древности. Вот и в описании утвержденного в 2007 году герба Старой Ладоги (что в Ленинградской области) на полном серьезе говорится: "... связь знаков Рюриковичей с миром птиц подтверждается мнениями многочисленной группы ученых. Одни из них склонны видеть в княжеских эмблемах фигуру атакующего сокола".
Ну так давайте разбираться, является ли трезубец соколом.

Ну так откуда взялся сокол?

О значении загадочного трезубца на монетах князя Владимира Святославича споры велись уже в 19 веке. Гипотез, объясняющих символику трезубца, было множество: это и навершие византийского скипетра, и якорь, и голубь Святого Духа, и секира, и норманнский лук, и портал, и воинский шлем, и наконечник боевого оружия древних франков и норманнов "франциски", и подсвечник, и языческая модель мира.... Некоторые ученые предпочитали видеть в плетении трезубца буквы. Например, Т. Скотинский видел там зашифрованное греческое слово "Василевс", О. Пастернак видел в трезубце слово "Владимир на столе" (т.е. на престоле). Сейчас на Украине популярностью пользуется версия, что трезубец это четыре буквы слова "ВОЛЯ". Но все эти версии никакого подтверждения не имеют. Сплошь лирика.

В последние годы ХХ века стала популярной версия, что трезубец это изображение пикирующего сокола. Но и это прочтение знака зародилось еще в 19 веке на основе во-первых некой схожести абриса трезубца князя Владимира с силуэтом пикирующей хищной птицы, а во-вторых из за наименования сокола у западных славян "рарог", фонетически близкого к основателю династии Рюрику. Логика на радость разного рода "родноверам" работала так: раз основателя династии звали "рарог" (искаженное "Рюрик"), значит он славянин и династия тоже славянская.

Лететь тебе с одним крылом

Первый довод, почему княжеский знак это не сокол - наличие родственных трезубцу знаков, которые совершенно не напоминают птицу.

Многие, если не все, русские князья из рода Рюрика, имели собственные знаки в виде трезубцев или двузубцев. Детальное изучение этих княжеских знаков, а предметов с их изображениями археологи набрали уже более 2000, позволяет сделать некоторые выводы.

  • трезубцы или двузубцы были индивидуальными знаками князей, знаки каждого последующего князя отличались от знаков всех его родственников
  • знаки имели наследственный характер; сыновей использовали отцовские знаки как основу, но имели дополнительные отличия
  • более престижным знаком, подчеркивающим принадлежность к более старшей ветви рода, считался с знак с двумя зубьями.

Князь Владимир пользовался трезубцем, но его старшие братья Ярополк и Олег использовали двузубцы. Такой же двузубец использовали и дети Ярополка (Святополк Ярополчич имел двузубец с крестом на одном зубе). А вот все многочисленные знаки детей князя Владимира - трезубцы. Таким образом, велика вероятность, что третий зуб в личный знак Владимир добавил именно как самый младший наследник, обязанный дистанцироваться от старших братьев. И именно этот знак, маркирующий младшую линию перешел и к потомкам Владимира, но для отличия от знака Владимира его потомки вынуждены были добавлять к трезубцу шарики и крестики в различных сочетаниях вверху и внизу. Например, сын князя Владимира Ярослав Владимирович завершал центральную ножку трезубца кружком. Эти три княжеских знака легче всего атрибутировать, так как именно эти три князя чеканили собственную монету. С другими знаками сложнее, но тем не менее, многолетний труд историков и археологов позволил атрибутировать большое количество разновидностей знаков, приписать их к конкретным князьям (см., например, таблицу княжеских знаков, разработанную д.и.н. С. Белецким)

Ниже изображен знак князя Святослава (предположительно). И если знак Владимира Святого хоть отдаленно, но напоминает сокола, то вот это на птицу уже совсем не похоже. Если боковые "зубья" это крылья, то где, пардон туловище?

Печать, найденная близ Десятинной церкви Киева, приписываемая князю Святославу. Фото двух сторон печати и прорисовка. Надпись на печати расшифровывается как искаженное греческое "Святослав".  Хотя, конечно... буквы полустерты.
Печать, найденная близ Десятинной церкви Киева, приписываемая князю Святославу. Фото двух сторон печати и прорисовка. Надпись на печати расшифровывается как искаженное греческое "Святослав". Хотя, конечно... буквы полустерты.
Печать, найденная близ Десятинной церкви Киева, приписываемая князю Святославу. Фото двух сторон печати и прорисовка. Надпись на печати расшифровывается как искаженное греческое "Святослав". Хотя, конечно... буквы полустерты.

А вот знак внука Святослава - князя Святополка Ярополчича. Его "сокол" вместо одного из крыльев имеет уродливой формы несимметричный крест. Попробуйте полетать с таким.

Монета князя Святополка Ярополчича.  Реверс и аверс.  Справа - прорисовка знака.  В основе знака двузубец Святослава, но один из зубьев дополнен крестом.
Монета князя Святополка Ярополчича. Реверс и аверс. Справа - прорисовка знака. В основе знака двузубец Святослава, но один из зубьев дополнен крестом.
Монета князя Святополка Ярополчича. Реверс и аверс. Справа - прорисовка знака. В основе знака двузубец Святослава, но один из зубьев дополнен крестом.

Вот знаки князя Владимира и князя Ярослава Мудрого чуть-чуть похожи на птиц. Но и тут выглядят они странно - на знаке Владимира сокол имеет тонкое нитевидное туловище и тупое свиное рыло, а на знаке Ярослава к хвосту сокола привязан кругляш.

Слева - прорисовка с печати князя Владимира Святославича (Святого). При нем впервые двузубец превратился в трезубец.  Справа - монета его сына - Ярослава Мудрого.  Для отличия от отцовского знака над центральным зубом добавлен шарик.
Слева - прорисовка с печати князя Владимира Святославича (Святого). При нем впервые двузубец превратился в трезубец. Справа - монета его сына - Ярослава Мудрого. Для отличия от отцовского знака над центральным зубом добавлен шарик.
Слева - прорисовка с печати князя Владимира Святославича (Святого). При нем впервые двузубец превратился в трезубец. Справа - монета его сына - Ярослава Мудрого. Для отличия от отцовского знака над центральным зубом добавлен шарик.

И вновь несимметричный "сокол" на знаке князя Изяслава, от очертаний "крыльев сокола" уже ничего не осталось, боковые зубья широкие, да и центральный зуб пополнел.

Печать князя Изяслава, сына князя Владимира Святого. Обнаружена в Новгороде.  Центральный зуб увенчан крестиком для отличия от отцовского знака.
Печать князя Изяслава, сына князя Владимира Святого. Обнаружена в Новгороде. Центральный зуб увенчан крестиком для отличия от отцовского знака.
Печать князя Изяслава, сына князя Владимира Святого. Обнаружена в Новгороде. Центральный зуб увенчан крестиком для отличия от отцовского знака.

Если знаки Святослава, Святополка, Ярополка, Изяслава не были изображениями сокола, то почему вдруг знак разместившегося между этими поколениями князя Владимира вдруг должен стать соколом?

"Киса, а вы рисовать умеете?"

Второй довод против "соколиной" теории - качество рисунков.

Посмотрим на трезубцы с монет и печатей киевских и черниговских князей повнимательнее. Линии в основном прямые, кое-где есть декоративные завитки, иногда в основании третьего зуба видно подобие плетения, ни клюва, ни глаз, ни деталей перьев не прорисовано. Сокола немного напоминает только абрис эмблемы. Может быть действительно в древней Руси все настолько плохо рисовали, что изобразить птичку со всеми положенными ей атрибутами просто никто не мог. Поэтому приходилось как в каменном веке выцарапывать на монетах и печатях дальнее подобие птицы по принципу "нарисовал как смог, а вы догадывайтесь". Ан-нет! Умели в древней Руси рисовать. Сохранились золотые изделия с искусно нарисованными птицами, у которых на месте и клювы, и лапы, и перья. В древнем Киеве благодаря связи с Грецией и Византией встречались предметы весьма высокой художественной ценности, особенно в княжеской среде.

Древнерусские ювелирные изделия.  Фрагмент ожерелья Х в,   Колт (украшение, подвеска к головному убору) XI в.   Из собрания музея русского искусства в Миннеаполисе, США.  Фото из блога В. Хомутского "Золото Древней Руси".
Древнерусские ювелирные изделия. Фрагмент ожерелья Х в, Колт (украшение, подвеска к головному убору) XI в. Из собрания музея русского искусства в Миннеаполисе, США. Фото из блога В. Хомутского "Золото Древней Руси".
Древнерусские ювелирные изделия. Фрагмент ожерелья Х в, Колт (украшение, подвеска к головному убору) XI в. Из собрания музея русского искусства в Миннеаполисе, США. Фото из блога В. Хомутского "Золото Древней Руси".

На рисунке внизу - подвеска, которая видимо была знаком полномочий, выданных от князя. На одной из стороне этой подвески двузубец, а на другой вполне узнаваемо изображена голова сокола под крестом (видимо, это особая шапочка, которая надевалась на голову сокола перед охотой).

Серебряная подвеска Х века, найденная Т. Ершовой в 2008 году в Пскове. На одной стороне изображен некий знак, увенчанный птичьей головой под крестом.  На обороте той же подвески - двузуб (см. черно-белую прорисовку справа).   Фото - Псковский археологический центр.
Серебряная подвеска Х века, найденная Т. Ершовой в 2008 году в Пскове. На одной стороне изображен некий знак, увенчанный птичьей головой под крестом. На обороте той же подвески - двузуб (см. черно-белую прорисовку справа). Фото - Псковский археологический центр.
Серебряная подвеска Х века, найденная Т. Ершовой в 2008 году в Пскове. На одной стороне изображен некий знак, увенчанный птичьей головой под крестом. На обороте той же подвески - двузуб (см. черно-белую прорисовку справа). Фото - Псковский археологический центр.

Или вот еще один артефакт - подвеска, где на стилизованном и плетеном из волнистых линий трезубце восседает вполне узнаваемая птица. Наконечник поясного ремня - и вновь птица изображена вполне внятно: острый клюв, намеченные перья на крыльях и хвосте. Многие современные компьютерные дизайнеры никогда не смогли бы так нарисовать, не будь у них волшебных клавиш "Ctrl+C"

Слева подвеска, найденная в окрестностях Киева.  На трезубце сидит птица.  Справа - предмет (наконечник пояса), найденный в Черниговской области. В верхней части изображен сокол.   Фото по статье - В. Коршун.  Символика древнерусских трапециевидных подвесок-оберегов.
Слева подвеска, найденная в окрестностях Киева. На трезубце сидит птица. Справа - предмет (наконечник пояса), найденный в Черниговской области. В верхней части изображен сокол. Фото по статье - В. Коршун. Символика древнерусских трапециевидных подвесок-оберегов.
Слева подвеска, найденная в окрестностях Киева. На трезубце сидит птица. Справа - предмет (наконечник пояса), найденный в Черниговской области. В верхней части изображен сокол. Фото по статье - В. Коршун. Символика древнерусских трапециевидных подвесок-оберегов.

То есть, когда необходимо было изобразить сокола, наши предки умели это делать. И древних изображений птиц сохранилось достаточно много: например, охотничий (в ошейнике) сокол на плинфе (тонком кирпиче) конца 11 века, найденном под Переяславом-Хмельницким (национальный заповедник "Переяслав", Киевская область), изображения птиц на предметах середины 10 в. из Гнёздовских курганов в Смоленской области или литейная форма середины 10 в, найденная в Старой Ладоге. Везде птицы "читаются", даже если рисунки грубоваты, но характерные черты хищных птиц - крючковатый нос, перья - переданы.

А теперь глянем на трезубцы-двузубцы, найденные на некоторых бытовых предметах (рисунок снизу). Это очевидно княжеские знаки. Но неужели кто-то в здравом уме сможет обнаружить в этих рисунках соколов?

Знаки в виде двузубцев и трезубцев из раскопок Саркела и Измерского поселения.  Рис. - С. Белецкий. Геральдика древней Руси.
Знаки в виде двузубцев и трезубцев из раскопок Саркела и Измерского поселения. Рис. - С. Белецкий. Геральдика древней Руси.
Знаки в виде двузубцев и трезубцев из раскопок Саркела и Измерского поселения. Рис. - С. Белецкий. Геральдика древней Руси.

Даже очень схематичные и грубые изображения князей на древних монетах, тем не менее имеют все необходимые детали - глаза, черты лица, руки. Древние не пытались изображать людей в виде кружков с завитками и плетениями. Почему при изображении животных они должны были настолько увлечься символизмом ?

Другими словами:

  • сокол - вполне мог быть эмблемой Рюрика или использоваться так или иначе в княжеской символике, но на монетах и печатях князей в виде трезубцев и двузубцев изображен точно не сокол. Эти тамгообразные знаки власти представляют огромный интерес, но только не для орнитологов
  • прообразом трезубца (несколько напоминающего птицу) князя Владимира были двузубцы других киевских князей, которые птиц вовсе не напоминали, поэтому нечего и "огород городить"
  • учитывая, что младшие ветви княжеской семьи переходили от двузубца к трезубцу, можно предположить, что у Рюрика, если он существовал, мог быть только двузубец, при этом максимально лаконичный. Т.е. совсем не похожий на птицу знак
  • в древней Руси умели изображаться вещи и животных узнаваемо, и при необходимости смогли бы изобразить и сокола на печатях и монетах. Но необходимости не было, т.к. трезубец это не сокол

***

Читайте на канале "Российские гербы Финляндии. 1809-1917 гг".

Подписка на канал, лайки, комментарии и репосты в социальных сетях повышают рейтинг канала и позволяют ему развиваться. Поэтому, если текст понравился, комментируем и репостим