Ценностные конфликты эмансипированной женщины и как с ними жить?

11 September 2019

Всем, кто начал волноваться из-за того, что вот опять мужик пишет про женщин, сразу хочу заявить: про мужчин я тоже напишу. Но мне женщины интереснее, и вообще, мне кажется, именно женщина находится в центре всех современных трансформаций этической, социальной и ценностной сфер, поэтому я буду много про нее - женщину - писать.

 Герасимов Владимир. Абстракт (2). https://artnow.ru/ru/gallery/3/16/picture/0/759420.html?sen=16
Герасимов Владимир. Абстракт (2). https://artnow.ru/ru/gallery/3/16/picture/0/759420.html?sen=16

И сейчас мы поговорим про конфликты, которые лежат в социальной плоскости, но переживаются на персональном уровне и сказываются на межчеловеческих отношениях.

Ценностные конфликты - это когда мы придерживаемся ценностей, которые противоречат друг другу или которые противоречат реальности.

В эпоху постмодерна, в которую мы живем, все вовлечены в ценностные конфликты. Но наиболее ярким примером такого рода конфликтов, от которых наверное сильнее всего страдают пары, являются конфликты между ценностями женской эмансипации и ценностями патриархата.

Типична ситуация, когда современная женщина разделяет ценности равноправия (женщина имеет право на работу и отдых, бытовые и семейные обязанности в доме должны равно выполняться обоими и т.д. и т.п.), но при этом, когда ей выгодно, разделяет патриархальные ценности (мужчина должен содержать семью, например). Обычно ценностные конфликты возникают, когда затрагивают интересы другого - мужа, например.

В наши времена именно женщинам транслируется огромное количество разных ценностей, картин мира и обрывков мировоззрений. Мы уже верим в Христа, реинкарнацию, в то что женская энергия делает мужчин миллионерами, астрологию, карму, в теорию Дарвина, вред прививок, в то, что правильные мысли приводят к успеху, а цигун способен излечить патологии сердечного клапана и все это одновременно. Весь этот постмодернистский мировоззренческий хаос (в философии это назвали бриколажем) с одной стороны позволяет спокойно воспринимать шизофреническую окружающую реальность, но с другой не позволяет выстроить устойчивый фундамент отношений. Потому что слишком много несовпадений у двух несистемных мировоззрений у двух сторон отношений. Поэтому на практике с партнёром не получается договориться даже по базовым вопросам. И когда спадает пелена влюбленности, оказывается, что слишком по многим вопросам вы с партнёром не сходитесь.

Но решаются эти проблемы на мой взгляд достаточно просто. Если вы действительно эмансипированная женщина, а ваш партнер действительно просвещенный человек.

Вы садитесь с партнёром и по всем основным спорным вопросам составляете таблицу. В первой колонке указываете спорный вопрос (кто убирает в квартире, кто занимается детьми, кто зарабатывает). Во второй свою ценность в языке долженствования (супруги равны, в квартире должны убираться оба, детьми должны заниматься оба, зарабатывать должны оба), в третьей, что это значит в плане практики (все обязанности делятся пополам, больше делает тот, у кого больше свободного времени или тот кто меньше зарабатывает и т.д., короче как договоритесь). Я понимаю, что вот так сесть и все расписать - звучит очень глупо и по-детски. Глядишь, так и до брачного договора дойдешь, не так ли?! ;) Но мне кажется уж лучше так, чем развод один за одним.

Но, если все так просто, почему многих колбасит при попытках расписать обязанности? Потому что отношения - это строго регламентированный бизнес-процесс, а без игровых моментов, флирта, лёгкой атаки на границы, попытки вызвать эмоции через конфронтацию, находиться в отношениях скучно.

Но все же реальные проблемы начинаются, когда в солнечный свет ценностей вбрасываются черные дыры неврозов.

В качестве примера давайте рассмотрим ситуацию, ставшую мемом в психотерапевтической тусовке.

Вот одинокая женщина растит дочь, она (мать, а не дочь) несчастна в личной жизни и как-то бессознательно транслирует дочери убеждение, что все мужчины козлы. Через свои ставшие семейными ценности.

Как вдруг система ценностей, красивых и идеальных может отрицать достоинство целого сектора реальности (мужчин)? Какой мужчина может удовлетворить несчастную женщину? Работает это так. В ценностях содержится образ мужчины, который абсолютно идеален, т.е. абсолютно нереален: он должен быть красив, богат, нежен, послушен, амбициозен, иметь яйца, не иметь вредных привычек и т.д. и т.п. Короче, в ценностном образе содержится совершенно нереальный список требований к реальным мужчинам. И, если какой-то реальный мужчина не соответствует этим требованиям, то мужчина объявляется немужчиной, т.е. фактически кастрируется.

Но такие требования - это не совсем ценности, потому что они не про собственные нормы поведения, а про требования к другому, они не про цель, к которой надо стремиться самому, а про селекцию других. Цель таких "ценностей" - сделать опыт общения с мужчинами невозможным. Чтобы защитить женщину от любых возможных рисков травм. Так и работает невроз. Невроз, а не ценность. Невроз защищает человека от травматизма общения с мужчиной, отсюда и такие нереальные требования, это попытка уберечься от всех возможных опасностей. Ценность же наоборот способствует появлению нового в отношениях, развитию, даёт основу для того, чтобы двигаться дальше, пробовать новые направления жизнедеятельности, ставить и достигать более амбициозные цели, идти на риск ради чего-то более высокого, чем появляющиеся по ходу травмы.

Неврозы не способствуют эмоциональному принятию противоречивого мира со всеми его достоинствами и недостатками, а наоборот они способствуют расщеплению мира, заморозке своего взаимодействия с миром, сужают опыт и диапазон восприятия.

А теперь давайте вернёмся к нашей теме. Теме женской эмансипации как вы себе ее представляете. Что в ней от ценности и что от невроза? В вашей конкретной жизни и конкретных отношениях?

P.S. Уважаемые читатели, помогите мне собрать материал для следующей статьи. Если вы женщина или девушка, которая регулярно пользуется Тиндером, ответьте пожалуйста на несколько вопросов в этой анкете, совершенно анонимно.