119 subscribers

География вероисповеданий Российской империи в 1897 г.: армяно-григориане и представители прочих христианских конфессий

В продолжение серии публикаций по конфессиональной географии Российской империи по состоянию на 1897 год – карты распределения последователей Армянской апостольской церкви (по терминологии переписи – «армяно-григориан») и представителей четырех прочих христианских конфессий, три из которых (меннониты, реформаты, баптисты) представляют собой различные ветви протестантизма, в четвертая – т. н. армяно-католики – появилась в результате унии части Армянской апостольской церкви с Римом.

Доля армяно-григориан по уездам и округам по данным Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г.
Доля армяно-григориан по уездам и округам по данным Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г.

География армяно-григориан почти полностью совпадает с географией расселения этнических армян в Российской империи. Максимальных значений их доля достигает в Эриванской губернии, на юге Тифлисской (территория современной Грузии в районе городов Ахалкалаки и Ахалцихе – край Самцхе-Джавахети до сих пор более чем наполовину населен армянами), в меньшей степени юг Елизаветпольской губернии и восток Карсской области. Также, по всей видимости, к армяно-григорианам в 1897 году были отнесены удины (народ, говорящий на языке лезгинской группы) в Нухинском уезде Елизаветпольской губернии (ныне территория Азербайджана).

На Северном Кавказе уже проглядываются современные тенденции, в частности, повышенная доля армян на Черноморском побережье Кавказа, в окрестностях Ростова-на-Дону (Нахичевань-на-Дону и др.), Екатеринодаре (будущий Краснодар), Пятигорске. К более ранним периодам относится образование армянских поселений в Астрахани и в Крыму.

За пределами кавказского региона и близлежащих южных областей армяно-григориане в 1897 году статистически не выделялись практически нигде. Пожалуй, единственным исключением предстают уезды Закаспийской области (территория сегодняшнего Туркменистана) – Красноводский и Асхабадский, куда после присоединения к России в 1880-е годы направился значительный поток армянских торговцев и ремесленников. В 1897 году армяне составляли 10% населения Асхабада и 13% населения Красноводска (данные по языку).

Доля меннонитов, реформатов, баптистов и армяно-католиков по уездам и округам по данным Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г.
Доля меннонитов, реформатов, баптистов и армяно-католиков по уездам и округам по данным Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г.

Еще одна карта – сборная сразу по четырем конфессиональным группам – меннонитам, реформатам, баптистам и армяно-католикам. Строго говоря, показать их всех на одной карте – явная условность, сделать это позволило «удачное» размещение их представителей по уездам без взаимных пересечений.

Протестанты-меннониты, в этническом плане ассоциируемые преимущественно с немцами, выделяются на юге современной Украины (Новороссия), где к 1897 году жили наряду с немцами-лютеранами и немцами-католиками.

Реформаты – представители континентальных кальвинистских церквей – отмечаются на севере и северо-востоке современной Литвы (Поневежский и Новоалександровский уезды), где до настоящего времени существует Литовская евангелическая реформатская церковь, а также в Камышинском уезде Саратовской губернии и Новоузенском уезде Самарской губернии, где представлены немцами-реформатами, селившихся в этой местности наряду с немцами-лютеранами и немцами-католиками.

Баптисты – наряду с так называемыми Евангельскими христианами – к 1897 году имели последователей и в среде русского населения (как среди высших сословий, так и среди крестьянства), но по переписи населения 1897 года достаточная для отображения на карте доля баптистов была отмечена лишь на крайнем западе Курляндской губернии (территория современной Латвии), вблизи современных Лиепаи и Вентспилса, в преимущественно лютеранской среде, а также в Житомирском уезде Волынской губернии.

Наконец, четвертая показанная на «сборной» карте конфессия – армяно-католики. Армянская католическая церковь, как и остальные восточнокатолические церкви мира, сохраняет исконную обрядность при одновременном признании главенства римского папы. В определенном смысле это аналог униатства на Украине и в Белоруссии. По сравнению с ареалом расселения армяно-григориан ареал армяно-католиков имеет явный уклон на запад: «ядро» их относительно монолитной территории – юг Тифлисской (упомянутая Джавахетия и близлежащие области) и крайний юг Кутаисской губернии (Артвинский округ).

UPD 07.10.2020. В пост внесены изменения: в связи с добавлением данных по меннонитам Перекопского уезда, баптистам Житомирского уезда, реформатам Лаского и Камышинского уездов исправлен текст и заменена соответствующая карта.