117 subscribers

География вероисповеданий Российской империи в 1897 г.: мусульмане и иудаисты

188 full reads
284 story viewsUnique page visitors
188 read the story to the endThat's 66% of the total page views
1,5 minute — average reading time

Продолжим публикацию составленных карт распространения различных конфессий на территории Российской империи по данным переписи 1897 года. На этот раз в фокусе внимания — мусульмане и приверженцы иудаизма.

Доля мусульман по уездам и округам по данным Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г.
Доля мусульман по уездам и округам по данным Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г.

В европейской части России уезды с наибольшей долей мусульман совпадают с районами расселения этнических татар и башкир. К западу от Волги (правобережье) татары представлены преимущественно татарами-мишарями, а на самом западном конце ясно различимого «клина», достигающего восточной части Рязанской губернии – касимовскими татарами. Еще выше доля мусульман в Казанской и особенно в Уфимской губерниях — на стыке татарского и башкирского ареалов. Стоит иметь в виду, что доля татар и башкир в городах была существенно ниже, чем доля русских, поэтому данные, к примеру, по Казанскому и Уфимскому уездам были бы иными без учета городского населения. Мусульмане в Вятской губернии — в основном татары (Елабужский, Малмыжский, Уржумский уезды — продолжение непрерывного казанско-татарского ареала, Глазовский уезд — чепецкие татары), в Пермской и Оренбургской — башкиры и татары. В Нижнем Поволжье выделяется космополитичная Астрахань, но еще более явно – расположенная к востоку от нее Букеевская орда — административно относившееся к Астраханской губернии вассальное казахское ханство.

Западная часть Северного Кавказа к концу XIX века уже не являлась преимущественно мусульманской (драматическое последствие Кавказской войны, депортаций черкесов и их мухаджирства в Османскую империю). Равнины и предгорья Кубани, черноморское побережье к тому моменту уже превратились в земли, активно колонизируемые русскими, украинцами, армянами и даже эстонцами. Восточная же часть (Чечня, Ингушетия, Дагестан) была (и остается ныне) полной противоположностью западной: населенная преимущественно коренными народами, она представляет собой настоящий «бастион» ислама в масштабах всего Кавказа. Крым, также к концу XIX века ставший местом активной колонизации, все же выделяется повышенной долей мусульман на фоне остального Причерноморья. Однако и внутри него есть некоторые различия: так, более мусульманским является южный берег, менее – степная северная часть (Перекопский уезд).

При взгляде на Закавказье явным «белым пятном» предстает Грузия, этноконфессиональное ядро которой нетрудно узнать даже по границам дореволюционной сетки АТД. Меньше всего мусульман – в северной части Кутаисской губернии и к северу от Тифлиса. Больше всего – в Аджарии. Увеличивается доля мусульман и при продвижении на восток — в Закаталинском округе и на востоке Бакинской губернии (азербайджанцы — преимущественно шииты). Выделяется и недавно присоединенная Карсская область (турки — преимущественно сунниты). На территории современных Армении и запада Азербайджана мусульмане и армяно-григориане (карту по ним выложу позднее) жили в различных пропорциях в пределах одних уездов, иными словами, такой жесткой сегрегации и отчужденности, как сегодня, не наблюдалось.

Средняя Азия, находившаяся в составе России к 1897 году лишь считанные десятилетия, даже без учета вассальных Бухары и Хивы – практически целиком мусульманская, с некоторым уменьшением доли мусульман в Закаспии (возможно, вследствие повышенной доли военных). Та же картина и в Казахстане, с исключениями в лице Уральской области с ее Яицкими/Уральскими казаками (старообрядцы, единоверцы и православные), районов активной колонизации вблизи Омска и Петропавловска, а также востока Семипалатинской области. В окрестностях города Верный (будущая Алма-Ата/Алматы) немного пониженная доля мусульман, скорее всего, связана с присутствием здесь казаков Семиреченского казачьего войска. В целом можно сказать, что уже к концу XIX века — еще до столыпинской реформы, до массовых депортаций народов и до активного промышленного освоения — на карте вполне «прочитывался» будущий северный Казахстан, гораздо более многонациональный и поликонфессиональный по сравнению с остальными частями страны.

В Сибири повышенная доля мусульман наблюдается в районе Тобольска – исконного места проживания сибирских татар, ядра бывшего Сибирского ханства. То же относится и к Барабинской степи.

Доля иудаистов по уездам и округам по данным Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г.
Доля иудаистов по уездам и округам по данным Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г.

География распространения приверженцев иудаизма в Российской империи имеет четко выраженную привязку к западной части страны и к так называемой черте оседлости — дискриминационной границе территории, за пределами которой евреям, за исключением нескольких особых категорий, запрещалось постоянное жительство. В пределах черты оседлости находились основные районы проживания этнических евреев-ашкеназов, говоривших на языке идиш — Польша, Литва, Западная Украина и Западная Белоруссия, Бессарабия. В основном в состав России эти районы вошли после нескольких разделов Речи Посполитой. При этом заметна повышенная доля еврейского населения в крупных городах, таких как Варшава, Люблин, Вильно, Ковно, Одесса, Минск, Витебск, Гродно, Могилев и других. В пределах современной Украины на левобережье Днепра иудаистов заметно меньше, чем в правобережной части.

Некоторые губернии, официально в черту оседлости не входившие, но располагавшиеся в непосредственной близости от нее (Курляндская губерния, в меньшей степени Псковская и т.д.), также отличаются повышенной долей иудаистов. Выделяется и еврейское присутствие в крупных промышленных и торговых центрах за пределами черты оседлости – Риге, Харькове, Нижнем Новгороде, Астрахани, Ростове-на-Дону, а также в Крыму (не только коренное тюркоязычное население полуострова, исповедовавшее иудаизм — крымчаки, которых, в свою очередь, не нужно путать с крымскими караимами, но также и переселенцы-ашкеназы), на Северном Кавказе и в Закавказье (ираноязычные горские евреи – Дагестан, Азербайджан, а также особая грузиноязычная этнолингвистическая группа грузинских евреев).

В Сибири приверженцы иудаизма по переписи 1897 года относительно равномерно распределены в широкой полосе вдоль будущего Транссиба от Томской губернии до Забайкальской области. Скорее всего, еврейское население Сибири и Дальнего Востока — в большинстве потомки евреев-ашкеназов, оказавшихся в восточной части империи самыми разными путями вплоть до политической ссылки.

В Средней Азии повышенной долей иудаистов выделяется Самаркандский уезд, где (наряду с не охваченными переписью городами на территориях Бухарского эмирата и Хивинского ханства) проживали ираноязычные бухарские евреи, большую коллекцию цветных фотографий быта которых оставил после себя С. М. Прокудин-Горский.