Первые бронеавтомобили линейки БА СССР (часть 1)

15 August 2019

Добрый день, мои друзья!
Зарождение в СССР первых бронеавтомобилей началось с легендарной линейки БА так же известен под названием «Бронеавтомобиль Ижорский».

БА-И
К работам по созданию бронеавтомобилей БА-И в СССР приступили в начале 30-х годов. При этом конструкторы в основном рассчитывали на трехосное шасси (6 × 4) американского грузовика «Форд-Тимкен», поставки которого в Советский Союз начались в 1931 году.

Вид с боку БА-И
Вид с боку БА-И

БА-И был первым в Советском Союзе броневиком с полностью сварным корпусом. Машина имела три двери для посадки экипажа, на крыше устанавливалась цилиндрическая башня с 37-мм танковой пушкой ПС-1 (34 снаряда) и отдельно от нее пулемет ДТ в шаровой установке. Второй пулемет ДТ размещался в лобовом листе корпуса справа от водителя. За счет переменной высоты крыши корпуса (подбашенный лист располагался заметно ниже крыши водительской кабины) удалось существенно снизить общую высоту боевой машины.
Бронеавтомобиль БА-И был изготовлен в малых количествах, к 1933-му году их количество составило не более 100 единиц техники.

БА-И на параде в честь победы. Красная площадь.
БА-И на параде в честь победы. Красная площадь.

БА-3
Бронеавтомобиль БА-3 был выпущен на Ижорском заводе в 1934 году.
Толчком для создания нового транспорта стало появление 45-миллиметровой танковой пушки 20К.

БА-3 с башей от Т-26
БА-3 с башей от Т-26

Главным отличием боевой бронемашины БА-3 от прошлой версии стала башня с вооружением, заимствованная от танка Т-26, но с уменьшением толщины брони до 8 мм. Корпус бронемашины был увеличен на 50 сантиметров.
БА-3 укомплектовали 45-мм пушкой 1932 г. (60 снарядов) и пулемет ДТ.
Боекомплект размещался частично в башне, а частично в корпусе бронеавтомобиля.
В советском автомобилестроении были разработаны вездеходные гусеницы типа «Оверолл», которые надевались на задние скаты БА-3. При участии всего экипажа, надевание гусениц занимало порядка 10-15 минут.
Бронеавтомобиль БА-3 был изготовлен так же в малых количествах, к 1935-му году их количество составило не более 200 единиц техники.

Чертежи БА-3
Чертежи БА-3

БА-6
В 1935 году был налажен выпуск отечественного трехосного автомобиля БА-6. В основу БА-6 лег его предшественник БА-3. Существенных отличий в корпусе и вооружении БА-6 не имел.
Отличить бронеавтомобиль БА-6 от БА-3 можно только по увеличенной до 1940 мм (у БА-3 —1905 мм) ширине колеи и отсутствию задней двери, задних смотровых лючков и подножки в кормовой части корпуса.

Вид с боку БА-6
Вид с боку БА-6

На БА-6 были установлены облегченные шасси ГАЗ-ААА. Благодаря этому массу бронеавтомобиля удалось уменьшить до 5,12 т при сохранении прочих тактико-технических параметров.
К 1939 году было изготовлено не более 400-та единиц бронетранспортёров БА-6.
Все виды бронетранспортёров перечисленных сегодня (БА-И, БА-3, БА-6) были изготовлены в меж военное время и участвовали в великой отечественной войне. Кроме того, БА-6 использовался армиями Второй Испанской Республики и Монголии.

Характеристики БА-И:
- Боевая масса: 5,0 т.;
- Экипаж: 3 чел.;
- Габаритные размеры: длина – 4775 мм, ширина – 2016 мм, высота - 2350 мм, колесная база - 3412 мм, колея - 1420/1780 мм, ширина хода - 1605/1905 мм, дорожный просвет - 250 мм;
- Бронирование: корпус - 8 мм, башня - 8 мм;
- Вооружение: 37-мм танковая пушка «Гочкис», два 7,65 мм пулемета ДТ;
- Боекомплект: 34 выстрела, 3024 патрона;
- Двигатель: «Форд-АА», 4-цилиндровый, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения, рабочий объем 3230 см3, мощность 29,4 кВт при 2200 об/мин.;
- Удельная мощности: 5,88 кВт/т;
- Максимальная скорости: по шоссе - 63 км/ч;
- Запас хода: 150 км;
- Преодолеваемые препятствия: подъем, град. - 25; стенка, м - 0,3; ров, м - 0,8; брод, м - 0,5.

Характеристики БА-3:
- Боевая масса: 5,82 т.;
- Экипаж: 4 чел,;
- Габаритные размеры: длина – 4825 мм, ширина – 1963 мм, высота – 2494 мм, колесная база – 3412 мм, колея - 1420/1780 мм, ширина хода - 1605/1905 мм, дорожный просвет – 250 мм;
- Бронирование: лоб корпуса – 9 мм, борт и корма – 9 мм, крыша – 4 мм, днище - 2,5 мм, башня – 9 мм;
- Вооружение: 45-мм пушка 20К обр. 1932 г., два 7,62-мм пулемета ДТ обр. 1932 г.;
- Боекомплект: 60 выстрелов, 3402 патрона;
- Двигатель: «Форд-АА», 4-цилиндровый, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения, рабочий объем 3230 см3, мощность 29,4 кВт при 2200 об/мин;
- Удельная мощность: 5,05 кВт/т;
- Максимальная скорость: по шоссе – 70 км/ч, по проселку – 35 км/ч;
- Запас хода: 248 км;
- Преодолеваемые препятствия: подъем, град. - 25; стенка, м - 0,3; ров, м - 0,8; брод, м - 0,5.

Характеристики БА-6:
- Боевая масса: 5,12 т.;
- Экипаж: 4 чел.;
- Габаритные размеры: длина - 4900 мм, ширина - 2070 мм, высота - 2360 мм, колесная база - 2730+940 мм, колея - 1405/1600 мм, ширина хода - 1640/1940 мм, дорожный просвет - 240 мм;
- Бронирование: башня - 8 мм, лоб корпуса - 8 мм, борта и корма - 8 мм;
- Вооружение: 45-мм пушка 20К обр. 1932 г., два 7,62-мм пулемета ДТ обр. 1932 г.;
- Боекомплект: 60 выстрелов, 3276 патронов;
- Двигатель: «ГАЗ-ММ», 4-цилиндровый. карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения, мощность 29,4 кВт при 2200 об/мин;
- Удельная мощность: 5,74 кВт/т;
- Максимальная скорость: по шоссе - 43 км/ч;
- Запас хода: 130-197 км;
- Преодолеваемые препятствия: подъем, град - 20; стенка, м - 0,3; ров, м - 0,8; брод, м - 0,8.

Спасибо большое за Ваше внимание!
Буду рад узнать Ваше мнение в комментариях по данному материалу!
Подписывайтесь на мой канал. Я расскажу все об оружии нашего и прошлого века!