Что такое типовая форма договора?

27 August 2019

Многие предприниматели часто слышат от крупных партнеров слова: «Конечно, мы понимаем ваши пожелания, но мы работаем по утвержденной в компании типовой форме договора, внесение в неё изменений - это очень сложный и длительный процесс. Мы можем потерять более трех недель на согласование ваших условий внутри нашей компании».

Выше указан пример ситуации, когда контрагент настаивает на работе с исходным типовым вариантом своего договора. Зачем и почему это происходит? Зачем контрагент тратил время, силы и деньги, чтобы создать нечто настолько «осложняющее» заключение стандартных сделок? Постараемся разобраться с этими вопросами в рамках данной статьи.

Понятие типовой формы договора

Предприниматели иногда называют типовыми формами «шаблоны» договоров из справочно-правовых систем или скачанные с различных сайтов «типовые» формы документов. Увы, получение необходимой типовой формы — это гораздо более длительный и сложный процесс. Понимание правовой природы данной формы документа позволит осознать ценность заключенного в ней правового механизма, который создается специалистом при учете особенностей работы предпринимателя, его бизнес-процессов, его клиентов, партнеров и т.д.

Типовая форма договора – это вид специально созданного специалистом документа, формы соглашения между сторонами, по которой после её подписания у сторон возникает заранее определенная совокупность прав и обязанностей, наиболее выгодных стороне, создавшей и направившей на рассмотрение такую форму договора контрагенту.

Следует отметить, что закон не предусматривает ни понятия типовой формы, ни понятия персонифицированной типовой формы. Гражданский кодекс РФ в статье 429.1 содержит понятие рамочный договор, что является понятием близким к понятию типовой формы договора, но следует помнить, что это не одно и тоже.

Так согласно ч. 1 ст. 429.1  ГК РФ рамочным договором (договором с открытыми условиями) признается договор, определяющий общие условия обязательственных взаимоотношений сторон, которые могут быть конкретизированы и уточнены сторонами путем заключения отдельных договоров, подачи заявок одной из сторон или иным образом на основании либо во исполнение рамочного договора.

Таким образом, рамочный договор – это договор с «открытыми» условиями.

А теперь представим, что это не только рамочная, но и типовая форма договора поставки от стороны Поставщика, которая содержит ряд специальных условий, применяемых к данному правоотношению между сторонами. К примеру, Поставщик прописал наиболее выгодные для себя условия связанные с моментом перехода риска случайной гибели на товар на Покупателя, и привязал его к моменту оплаты товара, что для Покупателя не создает ничего, кроме дополнительного риска и необходимости самостоятельного обеспечения безопасности товара до момента его фактического получения. Как контрагент стороны, работающей по типовой форме договора, риски такой работы становятся для нас все более очевидны. Именно поэтому компании, планирующие бизнес на долгий срок, привлекают соответствующих специалистов для сопровождения текущей договорной работы.

Цели создания типовой формы договора:

– Ускорение бизнес процесса. Ваш менеджер/штатный специалист работает только с комментариями контрагента к вашей типовой форме, что существенно ускоряет работу такого менеджера/специалиста.

– Обеспечение правовой и финансовой безопасности сделок, заключенных на базе типовой формы. Грамотно составленная типовая форма договора уже содержит необходимые предпринимателю максимально выгодные финансового-правовые условия, что существенно снижает затраты на сопровождение заключения такой сделки, снижает риск возникновения судебного спора, создает более сильную досудебную позицию, что также снижает перспективные финансовые издержки.

– Упрощение процедур работы с партнером. Предпринимателю не нужно искать/создавать необходимый документ с нуля. Достаточно передать партнерам типовую форму договора и работать на базе заранее подготовленного документа.

Результаты при переходе на работу компании по типовым формам:

– Снижение временных и финансовых издержек на документальное сопровождение сделок предпринимателя;

– У предпринимателя появляется четкое понимание условий сотрудничества. Проще отстоять необходимые вам условия. Любое изменение типовой формы контрагентом делает очевидным изменение объема прав и обязанностей сторон договора, а также обличает специальные условия необходимые контрагенту.

– Повышение прибыли наступает как результат повышения общей эффективности документального сопровождения бизнес-процесса. Системный бизнес-процесс всегда быстрее «хаоса» в документах, подчиненных проще контролировать, их работа становится более понятной и осязаемой.

Упрощение процедур доказывания в случае возникновения спора. Типовая форма договора — это не только форма документа, это и методология работы с ним. Применяя типовую форму при заключении сделок, предприниматель приводит в систему документооборот своей компании, за счет появления единообразия форм документов, которые в «идеальной» ситуации будет отличаться только датой, номером и бланкетными данными контрагента. Вам будет проще собрать необходимый комплект документов на досудебной подготовке спора с контрагентом, проще самостоятельно оценить риски судебного спора.

Итог

Типовая форма договора необходима компании, у которой есть один или несколько постоянно повторяющихся бизнес-процессов, которые требуют систематизации за счет создания единых форм документов в процессе их реализации. Это может быть индивидуальный предприниматель, для которого будет достаточно одной или двух таких форм документов, либо крупная компания, которой будет необходима целая система типовых форм договор для решения отдельных задач бизнеса.