Почему дети не любят учить естественные науки?

19 August 2019

К сожалению, интерес к естественным наукам у детей падает с каждым годом. Государство твердит о высоких технологиях и новых разработках в биотехнологиях и медицине, но школьникам мало интересно. Популярность экономических и технических специальностей только растет. По данным статистики, дети выбирают такие специальности: экономист, менеджер, юрист, психолог или программист. Многие из школьников признаются, что не знают и не любят химию и биологию. Так в чем проблема?

Из своего опыта и чтения статей я поняла, что учить естественные науки скучно и трудно детям. Большинство школ не заинтересовано дать эти предметы в уникальной форме. Иногда учебные заведения специально сокращают часы ради "популярных" занятий — обществознание, языки и т.д.

Так выглядит современное изучение естественных наук
Так выглядит современное изучение естественных наук

Почему интерес ребенка падает к изучению естественных наук?

  • Устаревшие учебники, нет связи с современными исследованиями.

Школьные учебники выпустили в советские времена и перепечатывают. Новых данных туда практически не добавляют. Учитель на уроке рассказывает тот материал, который в книге. Скучный, старый, несовременный. Принцип: "Те, кому надо сходят к репетитору, а остальные поспят и пойдут дальше." Про новейшие открытия, достижения в химии и биологии ничего не говорят.

  • Отсутствие практикоориентированного подхода к обучению.

"Лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать". Скучно учить тексты, смотреть черно-белые формулы. Интереснее увидеть свечение и переливание цветов в пробирке, получить мифическое чудовище и поиграть со светом. Когда дети сами проводят опыты, они быстрее понимают материал. Теперь странные формулы и уравнении реакции не выглядят так страшно. Ребенок понимает, зачем и почему все устроено. Лепка из пластилина молекул позволяет понять структуру молекул, разобраться с химическими связями и т.д. Любой урок можно сделать интересней и увлекательней, если приложить силы и вдохновение!

  • Спешка и пропуск материала.

Многие школьные учебники на изучение материала 3 — 4 раза в неделю, но на практике выделяют всего 1 — 2 раза. Это крайне мало для такого интересного предмета. В итоге учитель дает много материала за раз, пропускает часть материала. Ребенок перегружен информацией, он теряет связь между начало и концом. Весь изученный материал — это прямая, у которой нет ни начала, ни конца, ни опорной точки.

  • Обучают скучно и без интереса

К сожалению, во многих школах забыли о том, что учить надо весело. Чтобы ребенок приходил на урок и загорался. Да, это — серьезные предметы, но даже их можно сделать увлекательными. Правило "Учимся, играя" работает не только в начальной школе. Эксперименты с дифракцией света или чудовищем из пробирки увлекают в любом возрасте. А начало урока со слов: "Кто знает, какого вещества в газировке больше всего?" — увлечет даже тех, кто не любит химию. Скучный урок и монолог учителя превратится в диалог.

  • Зубрешка предмета

Естественные науки в школе принято заучивать. Даже математику в школе учат. Но никто не объясняет детям, почему так. Решать уравнения реакции, искать подсказки в самих веществах, представлять визуально — это отсутствует в школах. Почему? В школах развивается механический навык решения задач и упражнений по готовым шаблонам. Если ты получил А, значит возьми В. Поэтому на ЕГЭ и в университете ребенку тяжело. Там нет шаблонов. Каждая задача уникальна, и нужна смекалка и находчивость. Мое мнение — надо дать ребенку самому найти ответ, как он думает, а потом помочь. Помочь — значит задавать наводящие вопросы, рисовать картинки.

  • Экскурсии, выставки, походы.

К сожалению, детей в интересный музей или в парк водят учителя в частных школах. В государственных — один раз в полгода для отчетности. Потом учителя говорят, что туда ходить тяжело — дети не слушаются. Конечно, современных ребят отвести в скучный и советский музей картографии или краеведения, где экспонаты пылью и плесенью покрылись. Экскурсоводы — старенькие бабушки, которые не хотят и не могут интересно рассказать о новых достижениях в науке. Ничего нельзя трогать, ничто не шевелится — скукота. Это такой же урок в школе. А если детей отвести в музей, где нужно ставить опыты, крутить маятники и превращаться в динозавра? Я люблю объяснять детям материал наглядно. Ботанику стараюсь рассказывать на улице в парке.

Вывод

Уроки должны быть интересными и увлекательными! Даже за 2 часа можно объяснить материал так, что ребенок будет вспоминать его всю жизнь. Играйте с детьми, даже если им исполнилось 15! Наука должна быть простой и веселой!