Металлургия Российской Федерации и инновационные перемены.

19 August 2019

Российская сталеварная индустрия денежным оборотом не впечатляет – себестоимость скромная по меркам производства, цены на продукцию тоже.

Аналитики McKinsey сходятся в том, что нужны перемены и глубокая модернизация производства.

Чёрная металлургия основа сталелитейной индустрии. Однако, прибыль в этом секторе постепенно снижается. Согласно алгоритму EBITDA, с 2000-ых годов соотношение прибыли и выручки с 18-20% снизилась до 10%.

* Обновление производства в России по плану McKinsey.

Сталелитейная индустрия в России показывает большие показатели прибыли, нежели иностранные – маржинальность 20-25%. Этому способствуют низкая себестоимость и низкие расценки на продукцию.

Иностранные компании вкладываются в модернизацию производств, а отечественные компании конкурируют лишь ценовыми факторами. Потому крайне важно улучшить производственные мощности, дабы сохранить ценовую политику, но повысив качество своей продукции.

* Металлургия РФ после модернизации.

К 2030 году по плану McKinsey, российская металлургическая отрасль станет передовой по своей структуре производства, при этом будет оказывать минимальное влияние на окружающую среду.

План с названием Индустрия 4.0 выглядит так:

1) Взаимодействие с государством. Заказчик получает готовый проект – конструкция и материалы; Отечественные производители внедряют современные технологии; Металлургия становится современной отраслью по осваиванию цифровых технологий и обучению специалистов; Российские компании в отдельных секторах становятся лидерами, а заодно активно снижается количество отходов.

2) Управление и результативность. Автоматизация процессов и внедрение робототехники; Оптимизация процессов посредством массивов данных; Повышение уровня сервиса поставщиков; Контроль величины себестоимости; Сохранение лидирующей доли конечной продукции, готовых решений и сервиса – от 30%.

* Темпы модернизации металлургии.

Основная проблема индустрии – отсутствие низкая востребованность. Спрос падал на 2-2,5% ежегодно как минимум в период с 2010 по 2015 года. Заводы простаивают, а клиенты ищут современные решения – например, электрокары или экологичные стройматериалы.

Из-за этого производители вынуждены искать новые пути, способы производства и дополнительные опции, ради увеличения стоимости своего товара.

* Инновации товара.

Требования к характеристикам товара постоянно растут. Клиент хочет, новые более современные конструкции и усовершенствованные модели. Например, чтобы сталь была гибкой, и при этом прочной. Разумеется, производители ищут способы удовлетворить такой спрос, но это влечёт за собой траты на исследование и модернизацию технологий завода.

В российской промышленности наблюдается низкая ёмкость передовых товаров. Потому требуется нарастить клиентскую базу, и увеличить объёмы экспорта за рубеж (иностранные клиенты требовательны к качеству продукции – это стимул к развитию).

Затем идёт рост свойств и характеристик (обработка, дизайн, расцветка), и расширение ассортимента. Потом идёт исследование рынка и поиск новых ниш для реализации товаров. И наконец, через снижение рентабельности главного товара идёт повышение сервиса, дополнительных услуг, и расширения клиентской базы.

* Модернизация процессов.

Конкуренция и контроль цены; Новые инструменты (Индустрия 4.0); Современное оборудование; Жёсткие требования к выбросам.

Отечественная индустрия умеет поэтапно улучшать производство. Вкупе с сырьевой основой это дало хороший толчок к развитию, и позиционированию Российской индустрии как одного из мировых гигантов. Тут важно не снижать темпов модернизации и применения новых инструментов. Это позволит снизить себестоимость стали на 8-12%, а эффект от цифровизации может повысить добавленную стоимость индустрии до 100 млрд долларов к 2025 году.

* Бизнес модель.

Исходя из растущей конкуренции, производители пытаются найти новые пути увеличения доходности – например, создавать отдельные детали, трубы или металлоконструкции. Это хоть и требует затрат и времени на изготовление, но повышает конечную рентабельность.

Ещё один способ повысить доходность – поставка услуг по проектированию объектов, и инженерии.

Хорошим способом является открытие нишевых фабрик, по удовлетворению местного спроса на определённые услуги или товары.

* Рекомендации.

Две главные задачи современного производителя – сохранение низкой себестоимости, и внедрение инноваций.

Создание сложного продукта, и его совместный сбыт в содружестве с другими компаниями.

Нужно чётко понимать, в какой нише находится бизнес, и что можно улучшить в текущем положении дел. Здесь понадобится стратегия внедрения инноваций, и новая модель управления.

Изучать потребности и предпочтения клиентов. Необходим в таком случае переход от b2bк схемы к b2c.

Не нужно стесняться перенимать опыт иностранных партнёров, или заключать сотрудничество.

Создание прецедента смены курса. Перестать бояться перемен. Постоянный поток новых идей.

Следует уделить внимание и организационным вопросам, поддержки новых идей. Нужно обучать квалифицированные кадры, которые будут понимать, как работает рынок, и как развивать бизнес.

Нужны навыки моделирования и управления процессами, оценки эффективности и результативности. Внедрить инструменты для этих операций.

Это всё возможно, если будет грамотное распоряжение деньгами и ресурсами, человеко-часами. Отдельным особняком стоит поиск и работа над новыми идеями, командная работа. Для такого механизма потребуется отдельное финансирование, и свобода принятия решений.

* Чем может помочь государство.

Правительство страны должно поддерживать индустрию в её стремлении к обновлению. Содействие может выражаться в выделении грантов, субсидий и финансирования. Создания площадки для диалога производителя, научной базы и чиновников. Устранения бюрократических и фактических преград, проработка законодательства.