Эта статья представляет собой перевод материала о CFIUS: The Committee on Foreign Investment in the United States, то есть комиссии, которая может по собственному усмотрению, или по представлению официальных лиц рассматривать и при необходимости запрещать, или требовать изменений условий любой сделки с участием иностранного инвестора во имя национальных интересов США.
Предупреждаю сразу: букв впереди очень много, но тема стоит того, чтобы одолеть ее. После прочтения статьи, у вас возникнет вопрос: "Почему наши депутаты занимаются ерундой (это я, если кто не понял, о законопроекте депутата Горелкина, который предложил ограничить иностранное владение акциями «значимых интернет-ресурсов» планкой в 20%) и попросту не возьмут пример с людей, которые на защите национальных интересов собаку съели, да еще и не одну?"
Посвящается октябрьскому падению котировок Яндекса.
Для многих людей в открытом обществе код и технология должны быть свободными, открытыми для всего человечества в стремлении к лучшему настоящему и будущему. Однако правительства видят это совсем не так. По их мнению, технология является стратегическим активом, обеспечивающим конкурентное преимущество перед другими странами. Эти активы ведут к богатству, рабочим местам и, в конечном счете, к внутреннему спокойствию.
США являются технологическим лидером, и у них есть надежный набор инструментов экономической войны для защиты своих конкурентных преимуществ. Одним из таких инструментов является CFIUS, или Комитет по иностранным инвестициям в Соединенных Штатах. Вы , возможно, слышали об этом в новостях недавно из-за его потенциального влияния на мега-предложение Broadcom о покупке Qualcomm или потому, что Конгресс рассматривает вопрос об усилении своих положений, чтобы регулировать инвестиции стартапов от иностранных фирм .
CFIUS становится все более важным в эти дни из-за одной страны - это Китай. Существует мало экономических историй более мощных, чем продолжающийся подъем Китая как мировой сверхдержавы. От скромных экспериментов с капитализмом в начале 1980-х годов до сверхдержавы, которым он является сегодня - экономический рост Китая
экстраординарен. В основе этого роста лежал глубокий интерес к технологиям и научным исследованиям, которые сначала изучались в зарубежных университетах, а теперь и у себя дома.
По мере того как богатство Китая росло, росло и его желание иметь самые выдающиеся технологические компании в мире. Здесь и вмешивается CFIUS. Последняя стратегия национальной безопасности Соединенных Штатов называет Китай "стратегическим конкурентом"."Поскольку напряженность растет, CFIUS будет в центре битвы за то, кто в конечном итоге будет владеть технологической отраслью.
О чем мы вообще говорим?
Давайте начнем с наглядного примера. Вы - основатель технологии, и вы вывели стартап AI (да, я понимаю, что это практически нереально сегодня) из скромного начинания в лидеры мирового класса. Поскольку слухи о вашем стартапе распространяются по всему миру, предложения о его приобретении начинают поступать от ведущих технологических компаний Кремниевой долины.
Но одно предложение о приобретении исходит от китайской компании. Оно значительно лучше, чем отечественные предложения, и более того: китайская компания пообещала, что она никоим образом не будет вмешиваться в развитие вашего стартапа, позволяя вам сохранять полную свободу продолжать развивать его.
Вы пожимаете руки, заключая сделку, а затем к вам приходят ваши адвокаты, и они говорят: “Есть проблема, и это CFIUS.”
WTF - CFIUS?
CFIUS-это правительственный комитет, которому поручено защищать национальную безопасность путем рассмотрения экономических сделок (таких как слияния и поглощения) иностранных компаний. Комитет возглавляет министр финансов, а в его состав входят министры юстиции, национальной безопасности, торговли, обороны, государственного управления и энергетики, а также торговый представитель США и глава Управления научно-технической политики Белого дома.
Вокруг CFIUS существует огромное количество законов, процессов и правил, и в настоящее время высокоспециализированные юристы занимаются этим процессом для участвующих сторон. Например, только ”закрытые сделки" должны проходить проверку CFIUS, и то, что считается проблемой национальной безопасности - спорный вопрос.
Процесс обычно начинается, когда две компании решают, что они хотят провести сделку, и они считают, что CFIUS, вероятно, будет участвовать в обсуждении. Обе компании обязаны будут подать в комитет совместное добровольное уведомление, в котором будут разъяснены условия сделки, история компаний и ряд других сведений, требуемых правилами. Затем CFIUS имеет 30 дней, чтобы принять решение о сделке (которая может быть продлена еще на 45 дней). В редких случаях он может передать дело президенту для принятия решения.
Для вовлеченных компаний лучшим решением является решение не предпринимать никаких действий (то, что известно как “безопасная гавань”), когда CFIUS отказывается вмешиваться. Однако, если CFIUS считает, что существуют проблемы национальной безопасности, он может в значительной степени требовать от сторон все, что он хочет, от полного блокирования сделки до установления конкретных условий на структуру сделки, чтобы получить ее одобрение. После этого стороны могут либо завершить сделку, либо отказаться от нее.
Действительно ли CFIUS заблокировал транзакции?
Да, хотя ответить на этот вопрос трудно, поскольку стороны зачастую добровольно отказываются от заключения сделки, вместо того чтобы следовать рекомендациям Комитета. CFIUS был первоначально создан с принятием закона об оборонном производстве 1950 года , и, как отметила Исследовательская служба Конгресса, он действовал в “относительной неизвестности” на протяжении большей части своего существования.
Это изменилось в последнее время по двум причинам. Во-первых: повышенная чувствительность в отношении приобретения американских компаний иностранными компаниями, которая стала особенно интенсивной после потенциального приобретения компанией Dubai Ports World в 2005 году права аренды на управление шестью портами США. Во-вторых: глобализация побудила компании по всему миру искать партнеров и цели приобретения, значительно увеличив объем глобальных сделок M&A.
Еще во время мирового спора о дубайских портах в 2005 году CFIUS было предложено в общей сложности 64 уведомления . Это число увеличилось до 138 в 2007 году, рухнуло во время Великой рецессии и достигло нового пика в 2014 году в 147 уведомлениях.
Однако что еще более важно, число расследований CFIUS увеличилось. Из 313 уведомлений, переданных комитету в период с 2005 по 2007 год в конце правления администрации Буша , было расследовано только 14, или примерно 4,5%. Из 770 уведомлений, переданных комитету в период с 2009 по 2015 год, было расследовано 310, или 40,3% — почти десятикратный скачок в доле лиц, подвергшихся проверке.
Китай все больше доминирует в этих процедурах. С 2005 по 2007 год сделки, связанные с Китаем, составляли всего 4 из 313 уведомлений, или 1,3%. Но в период с 2013 по 2015 год Китай был в 74 из 387, или 19,1% от всех уведомлений. Это огромный рост, и он свидетельствует как о растущем финансовом влиянии китайских компаний, так и о растущей обеспокоенности Вашингтона приобретением китайцами американских компаний, особенно в технологическом секторе. В качестве примера своей мощи CFIUS заблокировал приобретение MoneyGram компанией Ant Financial, который тесно связан с китайской Alibaba через Джека Ма и других руководителей Alibaba.
Становится ли CFIUS более мощным?
Наверняка. Правила CFIUS резко изменились за последнее десятилетие, поскольку все больше внимания уделяется иностранным компаниям, и в частности государственным предприятиям, пытающимся купить американские компании. Теперь Конгресс рассматривает различные законодательные акты для дальнейшего укрепления CFIUS.
Одно из предложений, которое было распространено, скорее всего, поставит стартап-венчурные инвестиции в сферу компетенции CFIUS. Сегодня комитет рассматривает сделки, которые привели бы к иностранному контролю, который обычно считается полным или, по крайней мере, мажоритарным контролем над компанией. Предлагаемый закон распространит контроль на миноритарные пакеты акций, а также на важнейшие технологические секторы.
Если бы такое законодательство было принято, оно обрушило бы холодный душ на иностранные венчурные фирмы, инвестирующие в стартапы Кремниевой долины, независимо от того, как CFIUS фактически действует на законодательство. Дополнительное усложнение процесса пересмотра CFIUS, особенно на ранних стадиях венчурного капитала, почти наверняка отговорило бы основателей от принятия таких денег и решения многонедельной неопределенности процесса принятия решений CFIUS.
Законопроект о реформе был поддержан Джоном Корнином из Техаса в Сенате и Робертом Питтенгером в Палате представителей . К этим законопроектам присоединилась двухпартийная группа законодателей, в том числе сенатор от Калифорнии Дайанн Файнштейн. Были проведены слушания по законопроекту в Сенате, и его перспективы остаются серьезными, хотя окончательная формулировка законопроекта все еще прорабатывается.
Помимо конгресса, еще одно важное изменение потенциально связано с потенциальным приобретением Qualcomm принадлежащей Сингапуру компанией Broadcom. Qualcomm является практически единственной американской компанией с технологией, способной конкурировать в гонке за 5G телекоммуникационные стандарты , которые администрация Трампа назвала приоритетом национальной безопасности .
Джон Корнин, который возглавляет потенциальную реформу Сената CFIUS, попросил комитет предварительно рассмотреть сделку, прежде чем две стороны представят свое добровольное уведомление. Это не стандартная практика, и если бы CFIUS в одностороннем порядке заблокировал сделку до того, как сделка была даже согласована, это был бы переломный момент для некогда малоизвестного агентства. Ожидайте увидеть работу CFIUS чаще в ближайшее время.