Потопление судна из КНДР при столкновении с судном японской инспекции. Что происходит и как это связано с Китаем и Россией?

9 October 2019

Столкновение с потоплением.

Об этом событии сообщили мировые средства массовой информации, включая российские.

Оно случилось 7 октября, около 9:07 по местному времени, в Японском море, в исключительной экономической зоне Японии, в районе банки Ямато.

Столкнулись судно рыболовной инспекции Рыболовного агентства Японии «Ookuni» и северокорейское («предположительно», как говорят в японских СМИ) крупное промысловое судно.

Японское судно значительных повреждений не получило, а вот северокорейское – затонуло. Его экипаж оказался в воде.

Согласно информации NHK на момент вечера 7 октября, в результате спасательной операции, проведённой японским судном «Ookuni», все члены экипажа северокорейского судна, около 60 человек, были спасены, и затем взяты на борт другим северокорейским судном.

Министр сельского, лесного и рыбного хозяйства Японии, в ведении которого находится Рыболовное агентство Японии, сделал заявление о том, что столкновение случилось в то время, когда японское судно осуществляло соответствующие предупредительные действия с целью выдворения северокорейского судна из данной акватории, и произошло оно по причине того, что северокорейское судно сделало резкий манёвр.

У происшествия есть подоплёка. Дело в том, что северокорейские промысловые суда уже не первый год довольно часто появляются в исключительной экономической зоне соседних стран – России и Японии.

В России, судя по сообщениям СМИ последнего времени, действия по пресечению нелегальной деятельности северокорейских судов усилились и приняли более жёсткий характер, чем раньше, включая участившиеся задержания, что продиктовано объективной ситуацией.

В Японии тоже ведётся противодействие таким заходам, включая применение водомётов с целью выдворения. Как и в России, в Японии в последние годы происходит обнаружение северокорейских рыболовных шхун, выброшенных на берег, зачастую – с человеческими останками. Там как-то случился даже эпизод с задержанием северокорейского рыболовного судна, экипаж которого высаживался на один из небольших японских островов и присваивал себе оборудование и припасы, оставленные на всякий случай в «заимке» японскими рыбаками.

Случившийся сейчас в Японии инцидент – первый случай такого рода.

Похоже, многим его обстоятельствам ещё предстоит проясниться.

Но общая ситуация, приводящая к подобным неприятным инцидентам и в Японии, и в России, исходя из комментариев на японской стороне (пока что не от официальных лиц), становится понятной.

Видео телевизионной сети ANN от 07.10.2019 (около шести минут), с наглядным пояснением географии инцидента и попыткой разобраться в том, что вообще происходит с активностью северокорейских рыбаков, с комментариями представителя местной рыболовной ассоциации и японского журналиста, который специализируется на северокорейской тематике (есть также кадры задержания северокорейских судов силами береговой охраны России)

Акватория у полуострова Ното

Фото, предоставленное 9-м региональным штабом береговой охраны Японии (снятое 7 октября, в 10 утра)

На поверхности моря - судно рыболовной инспекции Рыболовного агентства Японии.

Рассредоточенные слева на переднем плане объекты – спасательные плоты и шлюпки.

ЭТО Таку, министр сельского, лесного и рыбного хозяйства Японии: «В акватории в районе банки Ямато сегодня, около 9 часов 7 минут, судно рыболовной инспекции «Ookuni» Рыболовного агентства осуществило физический контакт с рыболовным судном, предположительно – Северной Кореи».

0:27

На карте оранжевым цветом обозначена банка Ямато в Японском море, светло-синим – исключительная экономическая зона Японии.

Место происшествия находится на расстоянии около 350 км к северо-западу от полуострова Ното, в районе банки Ямато, находящейся в центре Японского моря.

Согласно информации Рыболовного агентства, столкновение произошло, когда инспекционное судно издавало предупреждения с требованиями покинуть акваторию в отношении рыболовного судна, предположительно – принадлежащего Северной Корее, вошедшего в исключительную экономическую зону Японии.

ЭТО Таку, министр сельского, лесного и рыбного хозяйства Японии: «По нашим сведениям, столкновение произошло из-за того, что это судно совершило резкое изменение курса. На нашем инспекционном судне ущерба жизни и здоровью людей нет, судно не имеет проблем с ходом, а указанное рыболовное судно затонуло».

Если столкновение произошло при резком изменении курса, означает ли это, что суда находились довольно близко друг от друга?

Члены экипажа рыболовного судна оказались в воде. Инспекционное судно спустило спасательные плоты, к месту происшествия направился также патрульный корабль береговой охраны. Согласно сообщению береговой охраны, было спасено около 60 человек.

1:40

Префектура Исикава, посёлок Ното-тё, октябрь прошлого года

Банка Ямато, глубины над которой гораздо меньше, чем в окружающих её акваториях, хорошо известна как промысловый район, в котором, в частности, хорошо ловится тихоокеанский кальмар (японское название - сурумэика).

1:50

Акватория в районе банки Ямато, кадры мая 2019 года

Кадры, демонстрирующие попытку выдворения браконьерского судна с помощью водомёта.

В последние годы здесь часто появлялись северокорейские суда, осуществляющие нелегальный промысел.

Вот что по этому поводу говорит представитель руководства местной рыболовной ассоциации.

2:01

Вопрос: «Приходилось ли раньше видеть в исключительной экономической зоне северокорейские суда?»

Секретарь отделения в посёлке Оги-мати Рыболовной ассоциации префектуры Исикава: «Наши промысловые суда наблюдают их в течение нескольких последних лет. При худшем раскладе ситуация бывает такой, что при выходе на промысел они обязательно находятся там».

2:18

Кадры сентября 2019 года, предоставленные отделением в посёлке Оги-мати Рыболовной ассоциации префектуры Исикава

Это видео снято в прошлом месяце.

На промысловом судне, предположительно – северокорейском, в большом количестве развешан кальмар.

А вот ещё одно судно. Всё в ржавчине. Похоже, сильно обветшавшее.

2:40

Секретарь отделения в посёлке Оги-мати Рыболовной ассоциации префектуры Исикава: «Промысел ведётся с использованием освещения, северокорейские суда с выключенными огнями приближаются к этому освещённому месту, и тот кальмар, который собрался на свет, они ловят сетями. Естественно, есть опасность наматывания промысловых снастей на гребные винты…»

Они наведываются в исключительную экономическую зону не только Японии.

3:07

Кадры преследования северокорейского судна российским кораблём, сентябрь 2019 года

Эти кадры сняты береговой охраной России.

Российская береговая охрана одно за другим обнаруживала северокорейское суда, ведущие нелегальный промысел в исключительной экономической зоне России.

3:23

Кадры задержания северокорейского промыслового судна российским кораблём, октябрь 2019 года

Согласно сообщению информационного агентства Интерфакс, Россия в течение месяца осуществила задержание более 570 членов экипажей северокорейских судов.

Почему экипажи северокорейских судов ведут промысел вдали от своих берегов, подвергая себя опасности?

3:44

Кадры 2017 года, предоставленные Японской ассоциацией промысла кальмара (Japan Squid Fisheries Association, JASFA)

3:46

Комментарий ИСИМАРУ Дзиро, журналиста информационного агентства ASIAPRESS, который специализируюется на тематике, связанной с КНДР:

«Продукция промысла кальмара в основном экспортируется в Китай. Промысел кальмара ведётся с целью заработать денег. Но Северная Корея находится под действием экономических санкций, и экспорт продукции рыбного промысла находится под полным запретом. Промысел кальмара в 2018 году и в первой половине этого года был очень вялым. После того, как председатель КНР Си Цзиньпин нанёс визит в Северную Корею в середине июня этого года, контроль за контрабандой со стороны Китая стал значительно слабее, и появилась перспектива контрабандного сбыта в Китай. И, скорее всего, заходы в исключительную экономическую зону Японии происходят в атмосфере ажиотажа, связанного с окончанием нынешнего промыслового сезона».

4:06

Кадры 2018 года

4:15

Пхеньян, июнь 2019 года

4:24

Кадры сентября 2019 года

Есть и ещё одного обстоятельство, возможно, связанное со стремлением обеспечить источник поступления иностранной валюты.

Согласно докладу ООН, опубликованному в марте этого года, выяснилось, что Северная Корея, в нарушение санкций, продавала Китаю права на ведение промысла в своей прибрежной зоне.

Существует мнение, что в результате того, что у берегов Северной Кореи вели промысел китайские суда, северокорейские промысловые суда оказались вынужденными уходить далеко от своих берегов.

4:54

Кадры 2017 года

5:06

Кадры сентября 2019 года

Комментарий ИСИМАРУ Дзиро:

«Считается, что морские биоресурсы вблизи Северной Кореи истощены, и поэтому остаётся только уходить всё дальше и дальше в море».

Согласно сообщению Береговой охраны Японии, члены экипажа затонувшего судна, предположительно – северокорейского, самостоятельно забрались спасательные плоты, и после происшествия они пересели на подоспевшее из близлежащей акватории судно, предположительно – тоже северокорейское, которое затем покинуло этот район.