В будущее через прошлое…

10 May

История как прикладная наука

Проект реконструкции Красной площади в Курске. 1940 год
Проект реконструкции Красной площади в Курске. 1940 год

Как-то вдруг поутихли дебаты вокруг конкурса проектов реконструкции исторического центра города. Впрочем, на мой взгляд, сверхзадача этого мероприятия – не выявить, чей проект лучше, а стать точкой отсчета в подготовке города к 1000-летию, установить на должную высоту планку требований в предстоящей работе. И в этом смысле конкурс свою работу выполнил.
Но самые блестящие архитектурно-планировочные идеи – вовсе не гарантия реальных позитивных изменений. Стало быть, пока придется ограничиться мудрой формулой «Поживем – увидим»? Утешим себя мыслью, что в реальном будущем, в любом случае, это будет совсем не тот Курск, который не всякий раз радует взгляд сегодня. Впрочем, и не тот, что нынче блистает с конкурсных планшетов.

Цирк уже построен. Напротив него (через площадь) – здание, скорее, декоративного назначения, дополняющее памятник Ленину, который стоит открыто без какого-либо зеленого окружения. Угадываются здание «шестерки» и место расположения нынешнего дома №2/4. Что интересно, памятник вождю расположен на оси улицы Горького – гораздо глубже нынешнего. Рисунок Алексея Шуклина
Цирк уже построен. Напротив него (через площадь) – здание, скорее, декоративного назначения, дополняющее памятник Ленину, который стоит открыто без какого-либо зеленого окружения. Угадываются здание «шестерки» и место расположения нынешнего дома №2/4. Что интересно, памятник вождю расположен на оси улицы Горького – гораздо глубже нынешнего. Рисунок Алексея Шуклина

Однако, при любом исходе, не хотелось бы растерять тот позитивный запал (сверхзадача), что с легкой руки главы администрации области возник в процессе подготовки и проведения упомянутого выше архитектурного ристалища. Сам факт, что инициатива принадлежит Роману Старовойту, вселяет надежду – разговорами и протоколами о намерениях на этот раз дело не ограничится.

Часть нынешней Красной площади на участке от улицы Урицкого до кинотеатра «Октябрь» (Знаменский собор) превращена в парк, зато на территории Первомайского парка расположилось крупное здание. Рисунок Алексея Шуклина. 1937 год
Часть нынешней Красной площади на участке от улицы Урицкого до кинотеатра «Октябрь» (Знаменский собор) превращена в парк, зато на территории Первомайского парка расположилось крупное здание. Рисунок Алексея Шуклина. 1937 год

Тема реконструкции Курска интересовала и многих предыдущих руководителей области и города. Особенно если вспомнить послевоенное восстановление. Можно припомнить и середину 30-х годов, после того как нашему городу в 1934-м вернули статус областного центра. Тогда у Курска появились новые финансовые возможности, возникли соответствующие требования и к самому городу. То есть, реконструировать город стало не только возможно, но и необходимо.

Проектов реконструкции исторического центра Курска в то время было несколько, и все они носили конкурсный характер. То есть, на этапе архитектурных задумок – свобода творчества. Впрочем, присутствовали и некие рамки: например, отношение к партийной идеологии (памятники Ленину) и религии – храмы «задвинуть» подальше.

Часть Красной площади от линии улицы Урицкого застроена. На месте гостиницы «Центральная» на пересечении улиц Ленина и Марата – старинное здание гостиницы Монтрезор. Проект А. Зубова. 1937 год
Часть Красной площади от линии улицы Урицкого застроена. На месте гостиницы «Центральная» на пересечении улиц Ленина и Марата – старинное здание гостиницы Монтрезор. Проект А. Зубова. 1937 год

Такой формы, как генплан, в 30-е годы прошлого века еще не существовало, а потому сейчас трудно сделать вывод – что собирались реализовывать непосредственно в 30-е или 40-е годы, а что оставить «на потом». Опять же – потом была война… Но, всматриваясь сегодня в эти проектные прорисовки, несложно обнаружить акценты, характерные для многих футурологических архитектурных задумок того времени.

Памятник Ленину на верхушке административного здания, которое перекрывает вид на кинотеатр «Октябрь». По улице Дзержинского спускается анфилада одинаковых зданий. Первомайский парк со всех сторон окружен разного рода строениями
Памятник Ленину на верхушке административного здания, которое перекрывает вид на кинотеатр «Октябрь». По улице Дзержинского спускается анфилада одинаковых зданий. Первомайский парк со всех сторон окружен разного рода строениями

Скажем, у большинства авторов Первомайский парк полностью или частично застроен спортивными и культурными объектами, общественными зданиями – и все это в богатом окружении зелени, но парковые площадки как бы отгорожены от Красной площади более масштабными зданиями.
То есть, в парадность главной площади города, по мнению архитекторов-градоустроителей того времени, не должна была слишком уж вторгаться зеленая лирика. Даже памятники Ленину (в разных вариантах) не были окружены зелеными скверами (как сегодня), а открыты и доступны со всех сторон – классический подход.

Алексей Шуклин в 1936 году предложил свое архитектурное решение спуска от Первомайского парка в сторону Тускари. Мраморные лестницы, смотровые площадки, ротонды… Впрочем, к тому времени внизу уже стояло здание ТЭС
Алексей Шуклин в 1936 году предложил свое архитектурное решение спуска от Первомайского парка в сторону Тускари. Мраморные лестницы, смотровые площадки, ротонды… Впрочем, к тому времени внизу уже стояло здание ТЭС

Красная площадь по линии «север – юг» в разработках 30-х более локальна, чем сегодня. Та ее часть, что тянется от начала улицы Дзержинского до Знаменского собора, значительно сужена и превращена в обычную улицу или в кустарниковый сквер. Подъезда к собору с этой стороны нет или он затруднен. А в некоторых случаях даже сам вид на собор с севера перекрыт новыми крупными зданиями. Здесь сказывается тот факт, что культовые сооружения в те времена не были в чести, а сам собор к 1937 году превратился в кинотеатр.
Конечно же, в замыслах 30-х можно найти много недоработок – с позиций современного Курска, перегруженного автомобильными потоками и остро нуждающегося в транспортных развязках.
Но вернемся к нынешнему конкурсу. Есть в нашем городе площадки, обустройство которых еще предстоит обсудить. Скажем, косогор от улицы Сонина и восточной кромки Первомайского парка в сторону Тускари. От Красной площади не более ста метров, до акрополя и того меньше. Все заросло диким кустарником и бурьяном – вперемежку с локальными свалками. Далее склоны переходят в задворки Нижней Набережной… огороды, гаражи – одним словом, для красивых архитектурных разработок площадка неблагодарная.

Музейный городок на улице Добролюбова (Барнышевка). В центре замысла – Свято-Троицкий храм и нынешний археологический музей
Музейный городок на улице Добролюбова (Барнышевка). В центре замысла – Свято-Троицкий храм и нынешний археологический музей

Козьма Прутков в свое время призывал: «Не ходи по косогору – сапоги стопчешь». Судя по всему, нынешние архитекторы с ним согласны…
И все же во второй половине 30-х годов курский архитектор Алексей Шуклин на соответствующем конкурсе среди прочих своих работ представил рисунок того самого косогора. Ротонды, каскады мраморных лестниц, смотровые площадки. Кроме того, на том же рисунке как минимум восточная часть парка застроена. Справедливости ради отметим, что уже тогда на улице Нижней Набережной построили и запустили ТЭС (теплоэнергостанция) и провели к ней технологическую железнодорожную ветку. То есть, видовое пространство начали «портить» еще в те времена.
В курской архитектурной среде бытовало мнение, что в центре крупного города парку не место – разве что скверу. Для этого, дескать, в Курске есть более подходящие площадки. Уже после войны

Проект Театра кукол (детский городок) конца 80-х годов прошлого века
Проект Театра кукол (детский городок) конца 80-х годов прошлого века

Первомайский собирались превратить в несколько скверов между «пятнами» застройки. Однако вскоре начали строить электроаппаратный завод и возникла потребность в зеленой зоне, отгораживающей предприятие от остального города. Но ведь сегодня вопрос перебазирования завода на другую площадку решен. Тогда не пора ли задуматься и о перспективах этого парка?
К разговору о склонах, для Курска проблема их архитектурного освоения особенно актуальна. Мы предпочитаем строить на горизонтальных площадках и упорно обходим стороной косогоры. Может быть, именно поэтому до сих пор остается пустырем склон Полугоры? Да и в целом самые неухоженные площадки Курска – это склоны. Вспомните хотя бы улицу Чулкова гора.
К слову, начиная с 50-х годов в двух курских генпланах был предусмотрен проект зоны спорта и отдыха на реке Кур (между двух склонов) неподалеку от улицы Коммунистической: бассейны, стадионы, скверы. Как и многое другое из прекрасных курских генпланов, эта задумка осталась только на макетах, еще недавно выставлявшихся в областном доме архитекторов на улице Радищева.
Еще одна площадка, которая требует внимания, – это Барнышевка (площадь Добролюбова). Среди гипотез о происхождении Курска есть и такая, где предполагается, что Курск «начался» не на труднодоступном (в былое время) холме окрест нынешнего Знаменского собора, а как раз в месте, совпадающем с нынешней площадью Добролюбова, что уже само по себе обязывает. А вот в середине 30-х с архитектурным развитием Барнышевки были связаны серьезные дебаты специалистов. До наших времен дошли лишь немногие работы на эту тему. На мой взгляд, наиболее интересна задумка – устройство Музейного парка. Тема эта достойна внимания и сегодня…
Виктор КРЮКОВ
Фотографии из коллекции автора

Справедливости ради отметим, статей на тему реконструкции Курска в СМИ написано в последнее время немало. Так что автор этого материала вовсе не претендует на новизну. Тем более что речь идет о давних, порой совсем забытых проектах. Опять же стоит вспомнить, что старый купеческий Курск оказался одним из центров архитектурно-реконструкторского порыва Екатерины II уже с 1782 года. И кто знает, как выглядел бы наш город сегодня, если бы не категоричность и требовательность императрицы? «Быть по сему» – ее собственноручный вердикт на полях первого курского генплана. Попробуй не исполни! В результате за весьма небольшой срок в нашем городе была проделана огромная работа, результатами которой мы пользуемся и сегодня. Да и нынешний (как и все предыдущие) архитектурный мозговой штурм полностью укладывается в рамки все той же грандиозной (в масштабе Курска) задумки Екатерины II. В любом случае, победителем нынешнего конкурса я бы назвал именно ее.