13 906 subscribers

Кем надо было быть в СССР, чтобы жить в такой квартире?

774 full reads
Фото из свободных источников
Фото из свободных источников

Перед нами один из самых популярных снимков, демонстрирующий быт советской эпохи.

Фотография (вероятно, постановочная) неоднократно украшала обложки периодических изданий и наполнена до краев атмосферой прекрасной поры процветания и достатка. Такое же настроение мы улавливаем во многих интерьерных картинах того времени.

Баранчеев Михаил Сергеевич  «Интерьер на старой Кузнечихе», 1956
Баранчеев Михаил Сергеевич «Интерьер на старой Кузнечихе», 1956

Глядя на обширные площади, роскошные паркеты, мебель, скатерти, картины, у зрителя возникает закономерный интерес: кем надо было быть в СССР, чтобы жить так, как явно не мог себе позволить простой рабочий? Или все-таки мог?

Несмотря на идею равенства и братства, даже на основе художественных изображений можно осознать насколько разным мола быть жизнь советского гражданина. Общага или сталинка? Коммунальная кухня или балкон с видом на широкий проспект? Кухня с водопроводом и ванной или алюминиевые ванночки в общей комнате? И то и другое встречается в бытовых сюжетах.

Живопись Ю. Пименова
Живопись Ю. Пименова

Юрий Пименов, должно быть, один из самых узнаваемых советских художников, писавших городские пейзажи умытой майскими дождями Москвы, солнечных проспектов и интерьеров городских квартир.

Советские интерьеры Пименова почти всегда служат фоном для одного или нескольких персонажей. Чаще всего, это молодые горожанки, торопливо собирающиеся на прогулку или ожидающие гостей: стол накрыт, пышут цветом ароматные букеты цветов, блики света ложатся на лакированную мебель и столовое серебро.

Живопись Ю. Пименова
Живопись Ю. Пименова

И вы должны согласится, что во всем этом очень мало пролетарского и очень много желания показать красивую жизнь. Вычленить класс интеллигенции, образованных и эстетически воспитанных людей, спорящих о литературе, разбирающихся в театре, пьющих вино и танцующих на шпильках по собственному паркету – вот к чему стремились художники послевоенного времени.

Живопись Ю. Пименова
Живопись Ю. Пименова

Конечно, нельзя предположить, что так жили абсолютно все. Да и, вероятнее всего, не все хотели такой жизни. А необходимость сеять красоту, чистую визуальною привлекательность, пусть даже идеализированную, было просто необходимо в послевоенное время, когда люди испытывали много нужды и лишений.

Праздник жизни и праздник живописи в позитивных советских интерьерах является ярчайшей страницей такого разнообразного советского искусства. Делитесь своими примерами подобных работ в комментариях под статьёй и обязательно подписывайтесь на наш канал!