Не уступай, деточка: сцена в советском трамвае.

6k full reads
6,6k story viewsUnique page visitors
6k read the story to the endThat's 91% of the total page views
1 minute — average reading time
Фрагмент картины
Фрагмент картины
Фрагмент картины

Художник Петр Костюков создал в 1954 году любопытное произведение, словно бы противоречащее тому, что мы знаем о соцарте.

Искусство советское – это идеологическое искусство. Потомкам эпохи ценности социалистического мира знакомы и близки. Для детей 21 века этот мир всегда останется идеализированным и эфемерным. Однако, что мы знаем наверняка – время середины ХХ века была временем расцвета всех качеств русского человека.

Фрагмент картины
Фрагмент картины
Фрагмент картины

Тем более странно видеть такую сценку на солнечной картине советской эпохи. Но рассмотрим композицию поближе. Сюжет, который показывает нам автор, разворачивается в общественном транспорте, самом атмосферном, если говорить о конкретной эпохе.

Петр Костюков «В трамвае», 1954 год»
Петр Костюков «В трамвае», 1954 год»
Петр Костюков «В трамвае», 1954 год»

За широкими чистыми трамвайными окнами мы видим ясный летний день, безупречные улицы города и прогуливающихся по нему модниц. В разгаре ведь 1950е! В самом трамвае не такая безоблачная атмосфера: сердитая полная женщина останавливает девочку-пионерку, которая хотела уступить место старику.

Старик – действительно пожилой мужчина с тростью и чемоданчиком, похожим на докторский. Но почему мать не разрешает дочке проявить уважение и субординацию?

Фрагмент картины
Фрагмент картины
Фрагмент картины

Кстати, а почему мы решили, что женщина на картине – мать юной героини? Они не похожи внешне, их визуально ничего не связывает кроме властного прикосновения.

Хотя в какой-то мере женщина права, судя по композиционным деталям, в транспорте вполне достаточно свободного места, и пожилой мужчина, при желании, не останется стоять до конца поездки.

Фрагмент картины
Фрагмент картины
Фрагмент картины

Позади героев мы видим публику и еще одного выразительного персонажа. Кондуктор в рабочем синем халате негодующе смотрит на женщину, удивляясь ее непедагогичному подходу. Возможно, за действиями персонажа кроются глубокие личные истории, но вдаваться в детали художник не спешил. Этот маленький визуальный рассказ он оставил для интерпретации зрителем.

Как думаете, в чем же, собственно состоит посыл работы? О чем по-вашему произведение Петра Костюкова? Пишите мнение в комментариях под статьей, и мы сравним впечатления!

Обязательно подписывайтесь на наш канал, вот уже почти два года искусствоведческий портал Parnas публикует для вас самые интересные мысли, исследования и материалы о мировых феноменах сферы искусства.