13 961 subscriber

За что Диомеда съели его же кони?

7,3k full reads
Фрагмент картины Гюстава Моро
Фрагмент картины Гюстава Моро

Древнегреческая мифология отлично иллюстрирует, как не стоит поступать человеку в здравом уме. Кажется, древние боги и мифологические герои перепробовали все возможные и невозможные непотребства.

И хотя этих неудачливых героев великое множество и запомнить их всех довольно трудно, истории из цикла «Десять подвигов Геракла» знают почти все. И кроме Геракла, там есть интересные персонажи.

Жан-Батист-Мари Пьер «Диомед, убитый Геркулесом и поедаемый конями» 1752 год.
Жан-Батист-Мари Пьер «Диомед, убитый Геркулесом и поедаемый конями» 1752 год.

Одним из них был Диомед, жестокий царь бистонов, сын воинственного бога Ареса и, в большой степени, самодур. Прославился царь тем, что содержал при себе особо свирепых коней-людоедов и при каждом случае скармливал им чужеземцев.

Как это часто бывает, против злодея сыграло его же оружие. В легендарном восьмом подвиге Геракла микенский царь Еврисфей потребовал привести этих лошадей к нему. Гераклу ничего не оставалось, кроме как покорить строптивых коней-людоедов, а в наказание Диомеду, скормить его собственным лошадям.

Восьмой подвиг Геракла в живописи
Восьмой подвиг Геракла в живописи

Этот неприятный эпизод отразился в искусстве, причем подан с толикой романтики. Французский художник Гюстав Моро создал аж целых три версии сюжета о поедании царя.

Сила классического искусства в том, что оно способно эстетизировать совершенно любое зверство. Причем сделать это так, чтобы поколения зрителей восхищались картиной вне зависимости от того, что именно на ней изображено.

«Диомед, пожираемый своими конями», Гюстав Моро. 1865.
«Диомед, пожираемый своими конями», Гюстав Моро. 1865.

Вариант картины 1865 года, вероятно самый драматичный. На фоне величественных улиц (похвала греческой архитектуре) разворачивается страшная и динамичная сцена. Три мощных лошади нападают на своего бывшего хозяина, они свирепствуют, встают на дыбы, один конь уже впился зубами в белесую царскую плоть.

Сам Диомед показан в спадающий с него алых одеяниях, в позе неестественной и совершенно невозможной для человека в падении. Он будто парит, театрально застывая на пике ужаса. Работа действительно красивая.

Акварельная версия сюжета 1866 г.
Акварельная версия сюжета 1866 г.

В 1866 году Моро создает акварельную версию сюжета о Диомеде. В ней царит атмосфера эпохи Ренессанса и еще меньше реальности. Акварельное произведение со стилизованными, какими-то средневековыми лошадями и парящим над землей юный царем имеет совсем другое настроение.

Вариант сюжета, созданный в 1870 г.
Вариант сюжета, созданный в 1870 г.

Сложно сказать, почему художника не отпускала эта тема, но в 1870 году Моро пишет еще одну версию, маслом, как и самую первую. На ней Диомед взлетает еще выше – так автор демонстрирует ужасающую силу поднимающих его коней, раздирающих царя на куски. Фон здесь прописан не так детально и вся работа создает впечатление сумбура и животного страха.

Таким образом один французский художник размышлял о зле и наказании за него в традициях высокого искусства. Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить следующие увлекательные исследования на тему русской и мировой культуры!