428 full reads
495 story viewsUnique page visitors
428 read the story to the endThat's 86% of the total page views
2,5 minutes — average reading time

Планируя туристическую поездку в Дагестан, мы прекрасно понимали, что едем в мусульманскую республику с обычаями и традициями, далекими от тех, к которым мы привыкли.

Это касается, конечно, в целом поведения в общественных местах, но больше всего меня волновал вопрос, как одеваться, чтобы не вызвать гнев местных жителей.

На миллион вопросов у меня не было ответа, потому что в интернете бытует столько разных мнений насчет того, как туристу одеваться, что ясности у меня так и не возникло. Кто-то писал, что женщинам вообще нельзя ходить в открытых или коротких платьях, в шортах могут не пустить в кафе, а на пляже нужно находиться только в закрытом купальнике. Другие говорили, что всем наплевать, как ты выглядишь, местные жители соблюдают свои традиции, а туристы могут делать все, что хотят.

Истина ожидаемо оказалась где-то посередине.

Местные женщины, в основном, ходят в длинных платьях темной расцветки. Некоторые в хиджабах, многие просто в платках. Есть и те, кто носит обычное летнее платье или сарафан, но в любом случае, это будет скромное платье средней длины и без вызывающего декольте.

Мужчин в шортах не видела (местных имею в виду), они всегда в брюках. Даже если на ногах у них сланцы, все равно, они одеты либо в джинсы, либо в спортивные штаны, либо в летние брюки.

Туристов, кстати, в вызывающих нарядах тоже не видела.

За что туристам могут сделать замечание в Дагестане

На пляже, где мы купались, почти не было народу, лишь несколько туристов, таких же, как мы. Но в выходные приезжали отдыхать семьи дагестанцев. Женщины купались исключительно в платьях и платках, мужчины-в шортах. Никаких плавок и купальников - тут строго и без исключений. С другой стороны, никто не показывал на меня пальцем и осуждающе не качал головой, и уж тем более не делал замечаний за то, что я купалась в обычном, раздельном купальнике. Хотя надо сказать, что, выходя из моря, я сразу повязывала парео, во избежание, так сказать.

Но все же, один раз я услышала замечания в адрес гостей республики и даже сама получила одно.

Голый торс в кафе

Я уже писала, как мы ездили на термальный источник в Избербаше. Между сеансами ванн мы решили зайти в кафе, которое находится в 10 метрах от источника, попить чаю.

За что туристам могут сделать замечание в Дагестане

Сделав заказ, вышли на открытую веранду, сели за столик. За соседним столиком сидела компания молодых людей. Они, как и мы, приехали искупаться в источнике и так и вышли за его территорию: в шортах, но без футболок. Через пару минут работница кафе (а может и хозяйка), вынесшая наш чай, сказала ребятам, что запрещено с голым торсом находится на территории заведения.

Что ж, считаю, это справедливо. Какой бы неофициальной ни была обстановка кафе, есть определенный этикет, который соблюдать нужно в любой местности.

Женщина без платка

Это произошло, когда мы осматривали очередную достопримечательность Дагестана - Гимринскую башню. Она была построена для обороны села Гимры в ХIХ веке.

За что туристам могут сделать замечание в Дагестане

Известно, что именно здесь погиб первый имам Северного Кавказа Газимухаммед, когда горцы под его предводительством сражались с русскими войсками. Легендарному дагестанскому герою, имаму Шамилю, в том бою удалось чудом выжить: он выпрыгнул из окна башни, предварительно выбросив из окна седло. Этот отвлекающий маневр позволил ему выиграть драгоценные секунды и избежать участи обороняющихся. Все они погибли.

Так как достопримечательность находится практически на трассе и никак, собственно, не подписана, не обозначена, то не все знают, что именно здесь находится. Мы, например, остановились здесь, чтобы зайти в кафе и набрать воды в роднике, протекающем на территории комплекса. И уж только потом узнали, в какое историческое место попали случайно.

Поэтому, когда ко мне обратился мужчина и сказал, что здесь запрещено находиться женщине без платка, я удивилась. Но, конечно, спорить не стала, а просто вышла за ворота. Мужчина, кстати, был отменно вежлив и, извинившись, просил понять и не обижаться, тем более, что здесь, по его словам, место святое - Газимухаммед похоронен неподалеку.

За что туристам могут сделать замечание в Дагестане

Получается, что в Дагестане, в принципе, работают те же правила, что и везде:

1. Уважать традиции местного населения.

2. Не носить вызывающую одежду.

3. Быть вежливыми и соблюдать правила поведения в общественных местах.

4. При посещении мусульманских святынь женщинам нужно выбрать одежду, покрывающую руки и длинную юбку или платье, на голове обязательно должен быть платок.

5. Не уверена, но, думаю, не стоит курить или распивать алкоголь на улице или в других общественных местах. Тем более, что по российскому закону за это положен штраф.