дома нескучно
Как весело и с пользой пережить самоизоляцию

Железная дорога в помощь метростроителям. История новосибирского метрополитена.

9 November 2019

https://cdn.pixabay.com/photo/2018/06/05/10/56/railway-tracks-3455169__340.jpg
https://cdn.pixabay.com/photo/2018/06/05/10/56/railway-tracks-3455169__340.jpg

О том как железнодорожники помогали при строительстве новосибирского метро в нашей статье сегодня. Эти нелегкие времена и ударные сроки вспоминает А. ИНОЗЕМЦЕВ — зам. начальника Западно-Сибирской железной дороги.

Что такое метрополитен? Железная дорога. Остальное, в общем, второстепенно - что это дорога городская, что она подземная... Детали. Значит, наше железнодорожное участие в строительстве как бы само собой запрограммировано, без нас метро не построится и эксплуатироваться не будет.

Идея метро вызревает на пустом месте. Так было в Москве, в Ленинграде, в Новосибирске.

Во-первых, должна быть безусловно доказана необходимость такого вида транспорта - метрополитен все-таки очень дорогое удовольствие.

Во-вторых, нужно выбрать трассу, определить возможности участия институтов, промышленных предприятий города, да мало ли разного знания и умения потребует это непростое дело.

Первый документ - технико-экономическое обоснование. В составлении его принимали активное участие инженерно-технические работники многих подразделений Западно-Сибирской железной дороги.

Мы, железнодорожники, были инициаторами привязки, трассы метрополитена к маршрутам пригородного движения. В пусковой комплекс не вошла станция «Вокзальная», но потом этот узел - метро и вокзал Новосибирск-Главный - наверняка будет самым оживленным.

Уже действующая станция метро «Речной вокзал» расположена непосредственно у линии Алтайского и Кузбасского направлений, и здесь в дальнейшем появятся новые пассажирские платформы с переходами, что позволит пригородным пассажирам быстро пересаживаться с электричек на поезда метро.

Строящаяся станция «Гагаринская» (первая очередь) точно так же соседствует с железной дорогой и будет соединена с пригородной платформой Восточного направления в районе путепровода через Красный проспект.

В общем, и в первой очереди и далее метрополитен тесно увязывается с пригородными линиями и будет представлять собой единую рельсовую городскую и пригородную транспортную систему.

На Западно-Сибирской, по существу, нет специалистов только одного профиля, нужных для строительства метро, - тоннельщиков. Во всем остальном мы похожи. И потому сразу предвидели, что кадры будущего метро придется формировать из наших.

Лелеков Юрий Сергеевич, первый начальник новосибирского метрополитена
Лелеков Юрий Сергеевич, первый начальник новосибирского метрополитена

Таки случилось. На пост начальника метрополитена выдвинут Юрий Сергеевич Лелеков, инженер-электромеханик, Герой Социалистического Труда, получивший высокое звание, трудясь мастером первой в Омской области бригады коммунистического труда. Впоследствии опытным и инициативным инженером и руководителем показал себя Лелеков на посту начальника электродепо, начальника отделения дороги, заместителя начальника Западно-Сибирской магистрали...

Я не могу назвать каждого коллектив Западно-Сибирской железной дороги направил на работу в метрополитен 230 человек, из них 90 инженерно-технических работников, 140 - машинистов, электрификаторов, путейцев, связистов, слесарей.

А какие это специалисты! Лучшие из лучших. Формирование коллектива началось сверху, с руководителей, а они, зная людей по совместной работе на железной дороге, отбирали.

Деловые контакты специалистов Западно-Сибирскойжелезной дороги, метростроевцев и эксплуатационных подразделений метрополитена многообразны. Буквально за месяц-полтора перед сдачей метро Государственной комиссии подразделения нашей дороги выполнили большой объем путевых работ. Тут и показали свои возможности.

...Наверное, какой-то просчет со стороны строителей допущен все же был - недооценен объем и сложность работ по укладке рельсового пути.

Очевидно, рассчитывали, что уж коли есть тоннель, станции, проложены все коммуникации, то рельсы-то пробросить, - дело пустячное, и отложили ту работу на такое последнее время, что это уж потом выяснилось - без решительного штурма, особого трудового напряжения срок пуска метрополитена мог оказаться сорванным: наглядное подтверждение мнения, что метро непростая стройка, если стройка вообще может быть простой.

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/16074/pub_5d870ff579c26e00adf2aea0_5d8716df80879d00ae0f0ff0/scale_1200
https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/16074/pub_5d870ff579c26e00adf2aea0_5d8716df80879d00ae0f0ff0/scale_1200

И еще: первая очередь метро не только строительство, но и формирование коллектива, и создание индустриальной базы. И, практически, каждый этап внове.

Но безвыходных ситуаций в жизни не бывает, при желании можно осилить любое дело, даже то, которое по всем нормам и представлениям кажется невыполнимым. А праздники... они всегда достаются трудно.

Заявка была скромной - Западно-Сибирская железная дорога должна направить на укладку пути 35 работников, специалистов путейских профессий. Как раз канун ноябрьских торжеств - до пуска метро чуть больше полутора месяцев. Поначалу мы не насторожились. Подумаешь, путь бесстыковой.

У нас на дороге такого бархатного пути, без малого, тысяча километров. И многолетний опыт его укладки, смены при ремонте. Выделим людей, 35 человек - это немного, пошлем машины и механизмы. Мы знали: предстоит не просто укладка рельсов, а смена инвентарных, уложенных временно на период стройки, на сварные рельсовые плети - бесстыковые участки разной длины - от 50 до 300 метров.

На самом деле ситуация оказалась сложнейшая. Мы вскоре спохватились и начали перестройку, а затем и вовсе эту работу приняли целиком на себя...

Продолжение истории в нашей следующей статье.

Подписывайтесь на канал и ставьте лайки. А мы продолжим рассказывать историю Сибири и ее людей.