Об опыте строителей моста через Обь

Продолжаем заглядывать в историю строителей метромоста. Начало рассказа по ссылке https://zen.yandex.ru/media/id/5d5ead434735a600adf0d46d/o-stroitele-pervogo-metromosta-iumakaeve-5d9b2a7932335400b1602442

https://st4.depositphotos.com/1670286/22109/i/450/depositphotos_221096104-stock-photo-metro-bridge-communal-bridge-panorama.jpg
https://st4.depositphotos.com/1670286/22109/i/450/depositphotos_221096104-stock-photo-metro-bridge-communal-bridge-panorama.jpg

У Юмакаева началась учеба на факультете «Мосты и тоннели». В группах было много фронтовиков, занятия шли интересно, учился он с увлечением и азартом. Находил чем заняться и в свободное время, которого всегда у студента не так уж много.

В институте в то время работал драматический кружок. Руководила им артистка театра "Красный факел", Кира Ивановна Орлова. Леонид активно участвовал в работе кружка. Было поставлено много интересных спектаклей, были увлекательные роли, поздние репетиции, аплодисменты в зале. Любовь к театру осталась и теперь.

На пятом курсе Леонид едва не изменил профессии мостовика. Товарищ по драмкружку Валерий Кузин стал убеждать уйти из института и поступить в театральную студию. Вопрос был нелегкий, и, если бы решительно не вмешался старший брат Леонида и не написал ему грозное письмо, могло произойти всякое. A Кузин из института так и ушел, стал актером и сейчас работает в театре имени Ленсовета.

Недавно, когда этот театр был на гастролях в Новосибирске, старые товарищи - начальник мостоотряда № 38 Леонид Алексеевич Юмакаев и артист Валерий Анатольевич Кузин - встретились через много-много лет. По-разному сложились судьбы, но и у одного, и у другого все прошедшие тридцать с лишним лет были отданы труду, поискам ответов на нелегкие жизненные вопросы. Кто из них оказался прав? Наверное, оба, потому что жизнь всегда дает человеку для выбора несколько вариантов, и каждый из этих вариантов интересен, труден, требует от человека полной отдачи сил, творческого горения.

После окончания института Юмакаев уехал по распределению на Дальний Восток и был назначен мастером монтажных работ в мостопоезд № 418. Ливневые дожди смыли несколько мостов, и первого опыт он набирался на монтаже небольших сооружений. Приходилось ему строить мосты в Приморском крае через реки Даубихе, Кулешовку и другие. И хотя реки эти небольшие, хлопот они доставляли немало. Молодой инженер умел не только быстро находить правильные технические решения, но всегда стремился сплотить коллектив, в котором ему приходилось работать, искал подход к людям. Работал мастером, старшим инженером, а в 1954 году был назначен главным инженером мостопоезда. Забот прибавилось. Ответственность возросла, а значит, и спрос стал строже.

https://photoclub.by/images/main58/585981_main.jpg
https://photoclub.by/images/main58/585981_main.jpg

Однажды, когда главный инженер Юмакаев находился в Хабаровске и подписывал там документы, в районе Владивостока и озера Хасан прошли сильные ливневые дожди. В Черниговке, куда он возвратился, был разрушен мост - подмыты опоры пятнадцати пролетов по 23 метра каждый. На месте происшествия находился заместитель министра путей сообщения. Он встретился с Юмакаевым у поврежденного моста.

- Леонид Алексеевич, - обратился он, - вам необходимо срочно перебросить сюда людей и сделать все возможное, чтобы в кратчайшие сроки было восстановлено движение поездов. За два с половиной месяца сможете справиться?

На раздумье времени в обрез, но и спешить с ответом было нельзя, потому что требовалось не просто ответить, а взять на себя большую ответственность

- Мы восстановим мост, товарищ заместитель министра. В те сроки, которые вы назвали. Я понимаю, что сделать нам будет это тяжело, особенно, если повторятся дожди, — ответил Юмакаев.

Замминистра посмотрел на него и добавил:

Вы молоды, энергичны и понимаете значение этого моста. Я желаю вам успеха! — и протянул руку.

Мост был восстановлен не за два с половиной, а за два месяца. Тогда семь человек из мостопоезда получили значки «Почетный железнодорожник». В числе награжденных был и Леонид Алексеевич Юмакаев.

Я спросил его:

— На Дальнем Востоке работа, конечно, была нелегкой. Ну, а свободного времени, что - вовсе не было? Свое участие в художественной самодеятельности совсем забыли?

- Напряженные периоды бывают во всякой работе, - ответил он. - Но дело делом. А и отдых человеку нужен. Природа Дальнего Востока запомнилась мне навсегда. Выезжали мы и на рыбалку, когда было поспокойнее...

Изготовление железобетонных конструкций для различных объектов, на которых ведет работы мостоотряд, происходят на четвертом участке, где в первую очередь и ощущают нехватку в цементе. Здесь две бригады: арматурщиков и бетонщиков - мужская и женская.

http://undergroundexpert.info/wp-content/uploads/2016/12/stoitelstvo-metromost.png
http://undergroundexpert.info/wp-content/uploads/2016/12/stoitelstvo-metromost.png

Бригадиром у женщин Августа Агеевна Плотникова. В мостоотряде она - человек известный. Награждена орденами Трудового Красного Знамени и Октябрьской Революции. К своей работе она предъявляет самые высокие требования: качество бетона должно быт безупречным. Бетон в северном исполнении должен обладать определенными свойствами, в частности морозостойкостью. Для моста метро изготавливались облицовочные блоки с самой высокой морозостойкостью.

Августу Агеевну Юмакаев знает давно. Еще по Дальнему Востоку. В начале пятидесятых годов вместе работали на сооружении мостов в Приморском крае. Эта добросовестная и справедливая, отзывчивая женщина и ее подруги по бригаде делали все, чтобы строительство моста первого сибирского метрополитена шло высокими темпами.

Окончание истории Юмакаева в нашем выпуске на канале по ссылке

https://zen.yandex.ru/profile/editor/id/5d5ead434735a600adf0d46d/5d9b36ad5eb26800ad096685/edit

Еще больше историй из жизни сибирских городов на нашем канале. Подписывайтесь!