Гнев - это нормально!

Как помочь ребенку справиться с гневом?
«Не сердись больше!», «Если ты не успокоишься сейчас же..», «Это не повод так злиться» - близки ли вам эти фразы? Может быть, вы слышали их в детстве? Или, может быть, вы импульсивно произносите из в адрес своего ребенка, когда видите, что он злится ? Что вы сами чувствуете, когда читаете эти фразы -
они помогают вам справиться с гневом, или, возможно, гнев только усиливается?
Состояние гнева может быть трудным не только для родителя, но и для ребенка.
Гнев, с которым ребенок не может полностью справиться, может иметь последствия, которых все мы бы предпочли избежать. Так как же помочь ребенку в таком состоянии?

https://unsplash.com/photos/zZkMki0yH6I
https://unsplash.com/photos/zZkMki0yH6I

Итак, что такое гнев?
Пол Экман, основываясь на исследованиях, проведенных во многих культурах, включая племена, "не испорченные" такими изобретениями цивилизации, как телевидение или интернет, сказал, что существуют
эмоции, которые являются основными и универсальными для всех людей. Это означает, что эти эмоции ощущаются одинаково и выражаются в очень похожих выражениях лица всеми, независимо от уровня развития цивилизации, социальных условий или языка. Гнев также относится к этим базовым эмоциям. Таким образом, можно сказать, что гнев - это наше запрограммированное оборудование, базовая установка. Гнев, определенный таким образом, трудно отрицать.
В то же время, обращаясь к работам Маршала Розенберга, прародителя ненасильственного общения, вы также можете
назвать гнев вторичной эмоцией, потому что она всегда скрыта за другими эмоциями, которые нужно достичь, Такими эмоциями могут быть печаль, страх, разочарование, обида. Поэтому растущий гнев - это стимул заглянуть внутрь себя, проанализировать эмоции, лежащие в его основе, и неудовлетворенные потребности. Это также позволяет вам узнать и установить границы того, что является приемлемым для вас и для других людей. При таком подходе гнев - это подарок.
Гнев в нашем восприятии носит негативную окраску обычно потому, что мы привыкли рассматривать его не как подарок или информацию, а как проблему, которую нужно решать. Зачастую гнев сложно выразить , особенно детям, например, кричать, топать, бить, ломать игрушки, хлопать дверьми.

https://unsplash.com/photos/EyItxWgbefc
https://unsplash.com/photos/EyItxWgbefc

Тем не менее, стоит осознать, что то, как мы выражаем гнев, является, пожалуй, лучшим способом, доступным для нас на данный момент. Когда вы были маленьким ребенком, то, возможно, валялись на полу, пинали игрушки или кричали, потому что не знали, как еще вы могли бы проявить такие сильные эмоции. Теперь у вас, вероятно, есть другие способы показать свой гнев.
Поскольку наблюдать и испытывать гнев может быть трудно, опасно и в целом социально неприемлемо, его обычно гасят: «Успокойся!», «Как ты можешь так себя вести ?!» Услышав такие сообщения от близких нам людей, мы узнаем, что гнев плох, что он недопустим. Ребенок понимает, что когда он гневается, то сталкивается с отвержением и неприятием.
Что происходит, когда мы блокируем гнев? Наблюдая за детьми после такого повторного «обучения» обращению с гневом, иногда можно считать, что метод работает - они начинают реагировать по-разному. Может быть, они перестают хлопать дверью, кричать, бить и разрушать вещи. Даже если это произойдет, исчезнет ли гнев? Во что он трансформируется?
Хотя вначале мы можем быть удовлетворены своим успехом, но последствия этого не выраженного гнева проявятся у ребенка в менее выразительных формах, а может быть, и у нас самих.
Эти последствия могут быть гораздо сложнее, чем кричать и хлопать дверью. Гнев несет в себе большой заряд энергии. Если мы не покажем ребенку, как его можно безопасно направить, он не испарится, а будет трансформирован в другом поведении или состоянии. Одним из примеров не выраженного гнева могут быть психосоматические симптомы - головные боли, частые простуды, проблемы с желудком, проблемы с кожей или аллергия, которые часто относят к проявлениям самоагрессии .
Другим примером является так называемая
пассивная агрессия , которая может проявляться по-разному, например, ребенок может постоянно забывать учебники, опаздывать на уроки, проявлять безразличие к последствиям своей работы в школе или дома. Также пассивная агрессия может проявляться через злобу, сарказм или издевки. В последствии такое психоэмоциональное напряжение может привести к социально неприемлемому или опасному поведению, приему запрещенных веществ.
Депрессия также может быть следствием невысказанного гнева, наряду с неспособностью выразить другие эмоции . Когда ребенок или взрослый не могут полностью выразить свой гнев, то он как бы направлен против самого себя установками: «Я безнадежен», «Я не заслуживаю уважения», «Если моя мама не примет меня, никто не примет меня». В человеке растет грусть и чувство безысходности.
Другим следствием постоянного подавления гнева является то, что если наш гнев всегда сталкивается с блокировкой, то мы никогда не научимся его контролировать. Итак, в ближайшее время я подготовлю материал о том как помочь своему ребенку полностью выразить гнев безопасным и приемлемым способом.