Шред: На разрыв гитарных жил

26 September 2020
Шред: На разрыв гитарных жил

Рок и Метал – музыка, в которой гитарист это второй фронтмен, а иногда и Лицо группы.

– Двойной удар!
– Двойной удар!
– Спина к спине!
– Спина к спине!
– Про нас на Гвоздях написали? Вот оно – настоящее Признание.
– Про нас на Гвоздях написали? Вот оно – настоящее Признание.

Тема Гитары гигантская – тут можно всю жизнь копать. Но мы будем говорить про Метал. Cама идея техники, адских скоростей и селебритинга стара как музыка. Элемент соревнования и понтов был в реальном музле всегда. Бессильные сосилы ныли, что это убивает Искусство – в то время как доминаторы Бетховены прыгали по пианинам и диссили всех чёрными гангста-клавишами на максимальных громкостях!

– Мы были первыми. А вам теперь осталось только обезьянничать!
– Мы были первыми. А вам теперь осталось только обезьянничать!
– Но, позвольте, а как же Служение Музе?
– Но, позвольте, а как же Служение Музе?
– Нахер смузи! Только экстрим на мега-массе!
– Нахер смузи! Только экстрим на мега-массе!
– С этим роялем покончено. Пилите его на дрова.
– С этим роялем покончено. Пилите его на дрова.

В 19-ом веке Никколо Паганини разорвал крахмальные парички фанатов классики. Хайлайтовые фишки, стильные колготки, скоростные запилы – кружевной пипл выносили из филармоний в конвульсиях экстаза.

– Are You Ready to Rock?
– Are You Ready to Rock?
– Маэстро, дайте смычок потрогать!
– Маэстро, дайте смычок потрогать!

Xайп пришёл не только от нёрдовых ноток – Мистический Образ, адская техника, драйвовые хитяги. Паганян настолько оторвался от конкурентов, что тогда появилась легенда, ставшая потом классической для всей музыки – o продаже души Дьяволу в обмен на талант.

– Распечатывая запретные врата в  Black Metal.
– Распечатывая запретные врата в Black Metal.
– Dark Lord, I summon thee.
– Dark Lord, I summon thee.
– Satan My Master.
– Satan My Master.
– Hell awaits.
– Hell awaits.
– I know the one who waits, Satan is His name.
– I know the one who waits, Satan is His name.

Паганини сегодня культовая фигура среди металистов и считается первым шреддером.

– Виртуозные шреды Скрипача Дьявола.
– Виртуозные шреды Скрипача Дьявола.
– Спасибо за вдохновение, Николай Антонович.
– Спасибо за вдохновение, Николай Антонович.

Далее, получив блэк-метал-мотивейшен на крокус-шоу Паганини, резко прибавил из лошка в суперстары и пианист Ференц Лист.

– Blessed by Him.
– Blessed by Him.

Этапный скачок в технике, скоростные проходки, шоуменские хуки по клавишам – Лист как один из Вдохновителей True-Power-пианиста. Брока Мацуева. Конана-Варвара современных филармоний:

Что смешно, Листа критики также закидали «золотыми малинами» – фальшивка, трюкач, позёр.

– Завидуйте молча, чмошники.
– Завидуйте молча, чмошники.

И этот тренд продолжался до самого рождения Метала. Выдающегося джаз-фьюжн гитариста Ал Ди Меолу, известного своей скоростью, критиковали за то же самое – нет души, нет мысли, нет глубины, пошлое позёрство.

Как будто Чувство – это только блюзовое чмоканье на кресле-качалке.

– Есть вещи и поинтересней.
– Есть вещи и поинтересней.

В конце 70-х одна группа оказала гигантское влияние на весь Метал – вообще на всё развитие рок-гитары. Открытая, кстати, и получившая push от Кисс.

– Надо просто знать, где поискать.
– Надо просто знать, где поискать.

Что интересно, группа – точно также как и Кисс у нас тоже считается третьим сортом, дешевой попсой и просто говном! Никто её не слушает – вся движуха проехала полностью мимо советских меломанов. Группа очень неровная – отдельные треки и моменты 100% метал на уровне лучших. И тут же рядом такая тухлая попса, что даже Бибер выглядит Кобзоном.

 

Это группа Van Halen:

– Хай, пипл.
– Хай, пипл.

Дебют 78-го года безо всяких шуток звучал футуристично. Народ реально слушал в ахуении – как это вообще возможно. Оно даже сейчас звучит как будто только что записали.

Адские визги яркого фронтмена-энерджайзера, жёсткость, расколбасное шоу. Это практически Метал за несколько лет до Метала. Но главное это, конечно, гитарист Эдди Ван Хелен. Холодный, немелодичный и неживой американский звук Ван Хелена в нашей стране, традиционно любившей британский рок, не нравился никому – да и сейчас многих бесит!

– Привет русскому року.
– Привет русскому року.

А это был звук будущего. Cоляжка из дебюта перевернула всю гитарную дрочильню.

У ветеранов хаеры обвисли от охуения, а молодёжь побежала за гитарками и усилками «под Эдди». И тут же мелодичное фаталити нанес Рэнди Роудс (Randy Rhoads).

Селебрити-тим Рэнди и Оззи:

Два Богa Гитары – Ван Хелен и Роудс:

Шред: На разрыв гитарных жил

Это была реально революция Мира Тяжёлой Гитары. Но это было только начало. Не успели песочные рокеры нащупать обвисший гриф – как очередной «фантом панч» прилетел из… Швеции. Как викинг из древних сказаний – в Америку из ниоткуда прибыл Ингви Мальмстин.

– We come from the land of the ice and snow.
– We come from the land of the ice and snow.

Ингви, выросший на Хендриксе и Паганини с самого старта понимал важность стайлинга – позировки, брутальные лосины, станислейшен фэйсингом.

– Louder Than Hell.
– Louder Than Hell.

Приехал не сельский лабух – а полноценный селебрити-сенсейшен.

– Серьёзный подход.
– Серьёзный подход.

У Мальмстина не было мэйнстримной популярности Ван Хелена и Роудса (когда тот работал с Оззи Озборном), но сказать, что он стал сенсацией в Метале – это не сказать ничего. Народ не видел ничего подобного – гитарный пипл в шоке пытался уследить за скоростью шведа.

 

Да, это было развитие неоклассических идей Ричи Блэкмора (Deep Purple)

и Ули Джон Рота (Scorpions).

Но эффект был как будто на местные форсажи с дрифтующими «калинами» приехал Феррари.

Кстати, клип с драконом был снят в декорациях «Конана» и, да, если вам показалось, что силовая подача похожа: Shred и True Power Metal – это разные стороны одного явления.

 

Это был новый стиль Гитары – чистый Шред. Мальмстин стал Гитарным Героем Нового Поколения – популяризировавшим фанатичные многочасовые тренировки для достижения сверхзвуковой скорости и мега-техники. Плюс были жёсткие диссы всех подряд. Джимми Пэйдж? Смешной старичок. Ван Хален? Да он в ширинку пальцами не попадёт. Блэкмор? Не слышал ни разу.

– Нам не по пути, говнари.
– Нам не по пути, говнари.

Ингви был и остаётся поляризирующей фигурой – как и экстремальные новаторы до него.

– Сжёг все правила.
– Сжёг все правила.

Многие «серьёзные» меломаны считают его бездарным пилильщиком. Мол, Искусство это не спорт – и не соревнования, кто больше запилит нот.

 

Но нет, негатива не будет. Даже Glam Metal хотя бы имел коммерческий успех и отдельные песни вспоминаются с ностальгической теплотой. Шред же был облит грязью полностью – и похоронен в песках времени как и Гитарные Герои. Мы скажем Правду! Потому что история Шреда – это на самом деле не только история Мальмстина. Но и еще одной важного персонажа, который был безмолвной тенью многих гитарных Имен. Майк Варни – анти-Харон тяжелого музла, который перевозил таланты из глубокого андеграунда в относительный (для данного жанра) мейнстрим.

 

К 1980-му году 22-х летний Майк Варни (Mike Varney) уже был бывалым ветераном калифорнийской рок-сцены.

Варни – слева:

Шред: На разрыв гитарных жил

Поиграл в куче команд, разогревал местных звёзд, зарабатывал как надежный профи для подыгрыша. Женился – пришла пора задуматься о будущем. Но как же Дело всей Жизни? И Варни решил и рискнул – собрал все накопления, взял в долг и купил небольшую студию по дешёвке в пригороде. С одной только целью – Вечный Поиск Гитарного Героя. Лейбл – самый первый металический в Америке – получил говорящее название:

– Выкашивает всё живое по-тяжелому!
– Выкашивает всё живое по-тяжелому!

Плюс Варни по старым связям урвал авторскую колонку в журнале Guitar Player под названием Spotlight, где он давал рецензии на молодых неизвестных гитаристов.

– «Gvozdi. The Beginning»
– «Gvozdi. The Beginning»

Не надо обольщаться – типа, попёр шоколад гитарунам! Лейбл состоял из одного Варни – над статейками в журнале добрые коллеги ржали “опять этот дурак строчит про нахер никому не нужных металистов”, а тру-метал имел тиражи стрингов в Антарктиде. Но именно такие мечтатели-энтузиасты и сделали Легаси Метала. В 1981-ом Варни выпускает первую в Америке метал-компиляшку – с по-труёвому наивной и бескомпромиссной обложкой.

 

Амбициозное начало:

Шред: На разрыв гитарных жил

Именно Варни, раскопав в андеграунде демку, приглашает в Америку 18-ти летнего Мальмстина и даёт ему первый «пуш».

Шред: На разрыв гитарных жил

Достал Варни из Швеции Ингви на пацанское слабо – типа, так и будешь у пугачёвых из «АББЫ» до старости на «новогодних огоньках» кузьминить? Или бросишь вызов Лучшим?

– Kill with Power!
– Kill with Power!

Варни собрал Мальмстину первую команду:

Шред: На разрыв гитарных жил

И, очень характерный штрих… отпустил Ингви. Не мучал его контрактами, не наебал пацана, не кинул на деньги – просто отпустил – иди, покоряй мир.

– Теперь я… свободный человек?!
– Теперь я… свободный человек?!

Мальмстин ураганом раскидал гитарный спорт – осколки Шрапнели полетели во все стороны. Сотни демок от виртуозов начали стекаться к Варни. Который заценивал ВСЁ – человек был одержим. Как говорил Пол Гилберт (Paul Gilbert) – на мои крутые подростковые каверы Рэнди Роудза Варни сказал: “Это всё хорошо. Но нужно БОЛЬШЕ СОЛЯЖЕК! Как поймёшь Суть Гитарного Героя – возвращайся». Мужик сказал – пацан сделал.

– Кажется, я понял!
– Кажется, я понял!

– Лови контракт, щегол.

– Спасибо за Шанс, Мистер Варни.
– Спасибо за Шанс, Мистер Варни.

На «Шрапнели» выделилась отдельная каста – Легионеры Шреда. Как в культуризме в то же время, когда новое поколение взяло опыт старого и вышло на новый уровень Эстетики

– Могу и на олимпийском грифе Шред забацать!
– Могу и на олимпийском грифе Шред забацать!
– Холостыми играешь, физкультурник.
– Холостыми играешь, физкультурник.

Так и Шреддеры, вдохновившись романтичными 70-ми, добавили в Тяжелое Музло базу совершенной техники джазовых машин и фламенко-десперадос:

Уровень Шреддеров был космический – каждый Эталон, по которому учатся до сих пор.

– Гитарная магия!
– Гитарная магия!

Может показаться, что это была ожившая сказка в Золотой Век Гитары – секс, наркотики и рокенролл.

– А иначе зачем это всё?
– А иначе зачем это всё?

Тройное No. Секс? Ну да, пацаны были молодые-стильные, девчонок цепануть могли. Только где найти время между нон-стоп тренировками. Наркотики? Это же повлияет на запилы, да и когда, если постоянно тренируешься. Рокенролл – какой еще рокенролл? И это главный момент – Шред это Экстремальный Метал. Адские запилы на диких скоростях, почти всегда чисто инструментальные – с Силой и Огнём. Какие девчонки и наркотики придут на такое?

 

Шред был в глубочайшем андеграунде – масштабная раскрутка эпохальных альбомов от Шрапнеля выглядела вот так.

Объявление в газетке:

Шред: На разрыв гитарных жил

Захотел блокбастерный клип? Не вопрос – держи стул. Дальше рокенроль как хочешь.

Великих Шреддеров можно было увидеть только на таких стадионных шоу:

Или на редких записях:

Добавьте сюда тотальный игнор и презрение со стороны пердунских рок-изданий, большей части металистов и всего мира – и вы получите максимально элитный селебритинг Шреда. Но! У Шреддинга был выход на широкую публику. И давал его близкий друг – Glam Metal. Cвоя братва видела таланты и тащила их за собой.

Стив Вай чёснул с Whitesnake:

И зажёг в культовом фильме – где победил самого себя (все гитарные партии сыграны Ваем) – с помощью всё того же Паганини:

Ричи Котцен побалладил в Poison:

Джейсон Беккер мелькнул у Дэвида Ли Рота из Ван Халена:

Марти Фридман попал к трешерам Megadeth:

A про Glam – почему они всегда были Металом, а сегодня еще и труёвее, чем когда-либо. Почти в каждой группе, даже самой лёгкой, гитарист, отвечавший за базу – был метал-шреддер:

Варни давал Шанс всем. У него даже дебютировал сам мифический Зе Мост Комплит Гитарист ин зе Ворлд. Юри Бойка Гитары – титан hell-андеграунда, про которого даже современники-шреддеры говорили респектовым шёпотом.

Шон Лэйн (Shawn Lane):

Шред: На разрыв гитарных жил

Запилы Шона Лэйна – так выглядят элитные записи из самых глубоких жоп андеграунда:

Не все понимают, насколько тесно всё взаимосвязано. Героическая музыкальная Тема Чемпиона Бушидо Такады, «Power and Glory» – написана Ингви Мальмстином.

– Мимолетная встреча Титанов.
– Мимолетная встреча Титанов.

Но 80-е кончились. А вместе с ними и Метал, и Рок, и Герои Гитары. Вы и сами можете догадаться, что произошло.

– Всё Мужское должно быть извращено и выхолощено.
– Всё Мужское должно быть извращено и выхолощено.
– В кино. В спорте. В музыке. Везде.
– В кино. В спорте. В музыке. Везде.

И насколько всё взаимосвязано не только на пике, но и в упадке:

И только Ингви Мальмстин продолжает упрямо защищать пояс Чемпиона Шреда – который больше никому не нужен. Превратившись в Образ самого себя, он, не замечая насмешек, говорит: «Я всё ещё здесь. Меня так и не победили».

Предыдущие статьи цикла про Тяжелое Музло:http://gvozdislov.ru/gitary-pilyat-basy-vorochatsya/

Прочие материалы по данной теме вы можете найти на сайте http://gvozdislov.ru/