Черная пятница. История.

pixabay.com
pixabay.com
pixabay.com

Вы знакомы с историей происхождения Черной пятницы? Это происходило, примерно, так.

В течение многих лет счастливые триптофаном покупатели наводняли местные магазины и торговые центры на следующий день после Дня Благодарения, и этого всплеска расходов было достаточно , чтобы поставить розничных торговцев "в черном" в течение года в прибыль. Поэтому следующую за Днем Благодарения пятницу окрестили "Черной пятницей", и она стала неофициальным началом сезона праздничных покупок.

Вот только эта фраза употреблялась не всегда именно так. До того, как розничная торговля положила аккуратный маленький спин на Черную Пятницу, это имело гораздо более зловещий смысл. Вот реальная причина, по которой существует термин “Черная пятница”.

Происхождение Черной Пятницы

Когда день предшествует "черному", это обычно указывает на то, что это был довольно плохой день (привет, черный понедельник ). У Черной пятницы был похожий оттенок.

Самое раннее использование фразы Черная пятница датируется 1869 годом и не имеет ничего общего с рождественскими покупками. Именно в этот день резкое падение цен на золото вызвало обвал рынка, последствия которого ощущались американской экономикой на протяжении многих лет.

Первые упоминания о "Черной пятнице", как мы ее знаем, произошли, примерно, в 1950-х или 60-х годах в Филадельфии, придуманные дорожной полицией, которая боялась этого дня.

"Департамент полиции Филадельфии использовал этот термин для описания пробок на дорогах и интенсивного скопления розничных магазинов в центре города”,-сказал Дэвид Зила, стилист-лауреат премии “Эмми" и автор книги " Как победить в шопинге". Он отметил , что одно из первых применений этого термина в печати появилось в рекламе в 1966 году в номере американского филателиста, журнала для коллекционеров марок.

Архивный отрывок этого объявления появляется в теме списка лингвистов, онлайн-форум, управляемый кафедрой лингвистики Университета Индианы:

"Черная пятница" - это название, которое Департамент полиции Филадельфии дал пятнице, следующей за Днем Благодарения. Это не ласковый термин для них.

“Черная пятница " официально открывает сезон рождественских покупок в центре города, и он обычно приносит огромные пробки и переполненные тротуары, поскольку магазины в центре города переполнены от открытия до закрытия.

Есть еще одно доказательство того, что этот нелестный термин возник среди полицейских в Филадельфии. Покойный Джозеф П. Барретт, давний полицейский репортер и автор очерков для Philadelphia Bulletin, вспоминал о своей роли в использовании черной пятницы в статье Philadelphia Inquirer 1994 года, озаглавленной: " эта пятница была черной с трафиком”:

В 1959 году старый Вечерний бюллетень назначил меня в полицейскую администрацию, работающую вне мэрии. Натан Клегер был полицейским репортером, который освещал Центр-Сити для бюллетеня.

В начале 1960-х годов мы с Клегером собрали материал для первой полосы на День Благодарения и применили полицейский термин “Черная пятница” для описания ужасных условий дорожного движения.

Однако местная полиция была не единственной, кто ненавидел этот день.

Действительно , в другом архивном клипе из статьи под названием "Советы по хорошим человеческим отношениям для руководителей заводов", которая была опубликована в 1951 году в выпуске Factory Management and Maintenance, автор описывает разгул невыходов на работу в пятницу после Дня Благодарения:

"Пятница-после-Дня-Благодарения-ИТИС" - это болезнь, уступающая по своим последствиям только бубонной чуме. По крайней мере, это чувство тех, кто должен получить производство, когда наступает “черная пятница”. Магазин может быть наполовину пуст, но каждый отсутствующий был болен ― и может доказать это.

Неясно, была ли Черная пятница обычным выражением еще в 1951 году или автор статьи просто был умным, но одно точно: не все люди были поклонниками этого дня.

pixabay.com
pixabay.com
pixabay.com

Неудивительно, что розничные торговцы не любили использовать мрачный термин “Черная пятница” для описания одного из своих самых больших дней дохода. Так что они придали этому позитивный оттенок.

"Черная пятница присоединяется к длинному списку дней, которые со временем приобрели новое значение”, - сказал Зила. Еще в 1961 году специалисты по связям с общественностью попытались изменить общественное восприятие "Черной пятницы".

В выпуске Public Relations News, отраслевого информационного бюллетеня, автор описал усилия одного известного PR-менеджера по изменению дня с "черного” на "большой", чтобы укрепить свою репутацию как День семейного веселья и покупок:

Едва ли это был стимул для хорошего бизнеса, но проблема была обсуждена торговцами с городским представителем Абе С. Розеном, одним из самых опытных муниципальных пиар-менеджеров страны.

Он рекомендовал принять позитивный подход, который позволит преобразовать Черную пятницу и Черную субботу в большую пятницу и большую субботу.

Средства массовой информации сотрудничали в распространении новостей о красоте украшенного рождественскими украшениями центра Филадельфии, популярности “семейного Дня пикника” в универмагах в выходные дни Дня Благодарения, увеличенных парковочных местах и использовании дополнительных полицейских для обеспечения свободного движения транспорта.

Название "Большая пятница" не прижилось, но продолжительные усилия по созданию позитивного настроя в этот день в конечном итоге окупились. Сегодня большинство потребителей связывают Черную пятницу с черными чернилами, которые розничные торговцы видят в увеличенных продажах.

"Ритейлеры сегодня мало беспокоятся о происхождении названия, но в полной мере воспользовались его глобальным признанием в качестве дня (наряду с Киберпонедельником), чтобы сделать значительную часть своих ежегодных продаж с однодневными и дверными промо-акциями”,-сказал Зила.

Только онлайн-продажи в течение Черной пятницы 2018 года достигли рекордных $6,22 млрд, что на 23,6% больше, чем в предыдущем году.

pixabay.com
pixabay.com
pixabay.com

Это может быть отличный день для розничных торговцев, но темная туча все еще нависает над Черной пятницей. Если покупателям везет, забитые дороги и переполненные магазины - это наименьшая из их забот.

На протяжении многих лет разъяренные толпы, конкурирующие за товары со скидкой, приводили к насилию и травмам.

Черная пятница может не иметь того же значения, что и раньше, но проблемы остаются теми же, что и десятилетия спустя. Если вы решили принять участие в одном из самых больших торговых дней в году, постарайтесь иметь немного сострадания к другим, в том числе и к местным гаишникам.