Что мне не понравилось в Ведьмаке 3

31 August 2019

Сразу могу назвать номинацию, в которой Ведьмак 3 для меня является абсолютно непревзойденной игрой, у которой нет ни одного конкурента. У нее самая фанатичная, неадекватная и упоротая фанбаза во всей индустрии. Никогда не встречал поклонников какой-либо игры (включая серию TES), которые бы так возносили собственного фаворита, унижая и даже оскорбляя другие игры и так болезненно и злобно реагировали на любые критические замечания в адрес предмета своего культа.

Имя им - Легион, но Геннисаретского озера для них, к сожалению, нет.
Имя им - Легион, но Геннисаретского озера для них, к сожалению, нет.

Сам долгое время не мог поиграть в Ведьмака 3 из-за слабого железа, и только с покупкой PS 4 pro появилась возможность оценить данное творение CD Project Red. За время ожидания успел посмотреть множество обзоров на Ютубе, а также почитать статьи на специализированных сайтах. На волне дикого хайпа, поднятого в интернете фанатами, я в мыслях стал рисовать какую-то идеальную РПГ, опережающую время, вводящую принципиально новые механики в игростроение, создавшую невиданный ранее виртуальный мир. Мне искренне было интересно, что это за чудо, которое называют "лучшей игрой поколения", "произведением искусства, уничтожившим гейминг". Даже понимая всю глупость приведенных выше формулировок (просто потому, что для любителя спортивных симуляторов лучшей может быть, например, NHL 19, для любителя survival horror - Resident Evil 2, и даже идеальная Action-RPG не будет стоять для них рядом с упомянутыми выше продуктами), я с нетерпением запустил Ведьмака 3 и ...

Что ж, сразу оговорюсь, что не хочу уподобляться фанатам польского истребителя нечисти и кидаться фразами типа "Ваш Скайрим - фуфло", "Ваш РДР 2 - мусор" в отношении этой игры. Это очень достойная Action-RPG, одна из лучших созданных в последние 10-15 лет, но даже не 50% от того объема восторгов, которые в ее отношении лезли из каждого утюга. В интернете и на Ютубе есть рецензии, посвященные недостаткам Ведьмака, но большинство их сводится к нападкам на многочисленные баги и проблемы с локализацией. Сам я не отношу вышеназванное к главным минусам игры - русская озвучка хоть и хромает по скоростям, но, на мой взгляд, очень хороша, а баги были исправлены и особо на игровой процесс не влияют.

Для меня главные недостатки проекта поляков совсем другие:

1. Очень однообразный геймлей и система развития персонажа. В большинстве крутых экшн-рпг (Готика, Древние свитки и.т.д.) можно выбирать, кого ты хочешь сделать: мага, вора, легкого воина, тяжелого воина. В Ведьмаке 3 тебе приходится идти исключительно последними двумя путями. Да, можно раскачивать алхимию и баловаться маслами и отварами, можно делать ставку на недомагию и закачивать знаки, чтобы получить некий аналог паладина из Готики 2, но диапазон построения персонажа все равно очень узкий – в конечном счете это лишь вариации одного и того же класса. Но что для меня даже более существенно, это не просто воин, а воин, постоянно размахивающий одним оружием – мечом. Ни любимого дальнобоя (лишь одноручный арбалет, который, как и его исторический аналог, годен только для охоты на птиц), ни возможности биться с щитом, двумя мечами, топором с особым для него стилем боя или кинжалом из стэлса. Лично меня это постоянное размахивание железякой и бесконечные кувырки путем закликивания 2 кнопок утомили еще на уровне Белого Сада, к тому же все это имеет очень мало общего с реальным фехтованием. Конечно, справедливым будет замечание, что это не вина разработчиков, поскольку они в создании персонажа лишь опирались на литературный источник, но мне, как игроку, неважно, какого происхождения тот или иной минус, а важно его наличие.

Удар мечом, кувырок, удар, кувырок. И так до бесконечности.
Удар мечом, кувырок, удар, кувырок. И так до бесконечности.

2. Мертвый мир, который неинтересно исследовать. Ведьмак здесь попадает в классическую ловушку почти всех больших открытых миров, которые, с одной стороны, уже не так уютны и интересны, как миниатюрные карты Готики, а с другой, еще не так живы и иммерсивны как РДР 2. В этом смысле Ведьмак напомнил мне Скайрим: окружающая реальность красива, но абсолютно картонная, в нее не веришь. Люди – болванки: отец по 10 раз спрашивают сына о том, кто научил его унизительной песне по Эмгыра, 10 раз получает ответ, что это Чешко, на 11 раз запрещает сыну общаться с Чешко, а сын на 11 раз будет петь эту песню. С ними нельзя по-настоящему взаимодействовать: если в РДР 2 можно толкнуть человека и нарваться на драку, нечаянно задавить его, будучи верхом на лошади, уронить в грязь, спровоцировав перестрелку, и.т.д., то в Ведьмаке лошадь не наносит никакого урона населению деревень даже на полной скорости, а максимальный уровень интеракции с ними – угрожать кулаком или мечом. Напомню, что в той же Готике 2 можно было зайти в каждый дом, после чего хозяин попросит Вас выйти, грабить можно было только ночью, двигаясь в стэлсе, а если Вы бы взяли что-либо посреди дня, на Вас тут же бы напали. В Ведьмаке 3 можно зайти далеко не в каждый дом, а грабить прямо на глазах у хозяев. Животные в лесу остались на уровне Готики 3, если не хуже, поскольку в Готике 3 было хотя бы интересно охотиться на оленей с помощью лука, а тут это просто картинка, которую, конечно, легко догнать и рубануть железом, но смысла никакого. Если в РДР 2 я мог несколько дней просто ходить по лесу и, наслаждаясь звуками природы, выслеживать барсука или пуму, искать и собирать грибы для испытания травника, кости динозавров, наскальные надписи, искать множество секретов и уникальных мест вроде языческого капища или скелета бигфута, причем делал это даже не столько ради них самих, сколько для того, чтобы еще раз насладиться невероятно живым, почти реальным миром, сдобренным еще и случайно генерируемыми событиями, то мое прохождение Ведьмака – это просто беготня со скоростью Соника от одной отметки на карте к другой по пустым декорациям, в которых почти ничего нет за пределами точек интереса. Честно говоря, я даже не вспомню среди всех этих одинаковых деревень с симуляцией жизни на уровне 2002 г. и деревьев, в любую погоду хаотично гнущихся как от перманентного шторма, каких-то особо запомнившихся мне локаций. Если в той же Готике и РДР 2 я на любом скриншоте пойму, что именно это за местность, то в Ведьмаке 3 все кажется довольно одинаковым. Даже Новиград, обещанный как прорыв уровня Хориниса из Готики, на деле оказался таким же устаревшим мертвым фоном, по которому ты бегаешь от значка к значку. В целом, складывается ощущение, что CD Project просто взяли свои старые коридорные схемы и слепо перенесли их на большие пространства, забыв хоть как-то оживить и насытить их.

Новиград действительно очень красив, но это лишь мертвая декорация, как и почти весь мир в игре.
Новиград действительно очень красив, но это лишь мертвая декорация, как и почти весь мир в игре.

3. Скучный лут. Для меня во всех играх, а в РПГ в особенности, очень важно, чтобы они затягивали сбором оружия, одежды и предметов. Важно, чтобы те были уникальными и единичными, чтобы ты испытывал как удовлетворение от выполнения челенджа на их добычу, так и эстетическое удовольствие от образа, который они создают и который остается с тобой значительную часть игры. Я до сих пор помню свой восторг, когда получал броню охотника на драконов в Готике 2 или маску Марокеи в Скайриме, когда находил арбалет или крутой меч, мог буквально днями любоваться новым луком или шлемом. Что в Ведьмаке? Вся броня – это десятки почти одних и тех же костюмов (а иногда и полностью одних и тех же, включая цвет) из колготок и кафтана, отличающиеся только циферками характеристик. Мечей такое количество, что ты меняешь их как перчатки, просто сравнивая показатели. В итоге полностью пропадает ощущение уникальности предмета, нет радости от того, что заполучил его и создал какой-то образ героя, а есть постоянная техническая смена однообразного обмундирования на каждом новом уровне. Классический пример того, как количество уничтожило качество.

То же самое относится и к второстепенному луту. В Готике я всегда помнил, для какого зелья является ингредиентом та или иная трава. В Ведьмаке же ты находишь и собираешь кучу всевозможных вещей, большинство из которых оказывается просто мусором. Их количество и степень бесполезности приводят к тому, что сбор, крафт и алхимия превращаются в автоматическое нажатие кнопок по выделенным элементам, как и в Скайриме.

Инвентарь всегда до отказа забит всяким мусором. Ты даже не знаешь, что у тебя есть в определенный момент, а просто жмешь на кнопку "скрафтить" везде, где горит зеленый цвет. Доспехов и оружия в игре бесконечное количество - меняешь их как салфетки, не успевая к чему-либо прикипеть.
Инвентарь всегда до отказа забит всяким мусором. Ты даже не знаешь, что у тебя есть в определенный момент, а просто жмешь на кнопку "скрафтить" везде, где горит зеленый цвет. Доспехов и оружия в игре бесконечное количество - меняешь их как салфетки, не успевая к чему-либо прикипеть.

Конечно, существует еще множество других минусов в Ведьмаке: это и глупая и раздражающая Плотва, и необходимость чинить меч после 2,5 ударов, и странная физика прыжков, и примитивный сюжет, но именно 3 выделенных недостатка являются для меня наиболее вескими и делают польский проект пусть и очень хорошей игрой, но далеко не лучшей даже из тех, в которые я играл в последние пару лет.