Транспортно-экспедиционная компания «МастерЛогистик». Часть 3.

Фото из интернета
Фото из интернета

Если мы вернемся в 2018 год, то этот год был успешным, я считаю, для большинства операторов рынка – и отечественных, и иностранных. Он отработал страдания всех предыдущих годов. Мы почувствовали рост объемов грузов, больше начала продавать и сама Беларусь, вслед за чем увеличились экспортные потоки. Кстати, белорусы все охотнее берутся возить отечественные грузы. Но 2019 год эти оптимистические настроения чуть пригасил. Наблюдается некоторое снижение выручки, свойственное не какому-то одному, а всем направлениям работы. Свою роль здесь играют и снижение фрахтов, и некоторое сокращение объемов работы. Если попытаться обозначить это в цифрах, можно говорить о снижении выручки на 5 – 10 % на перевозках импорта. Экспортные фрахты снизились процентов на 15, и это уже не просто заметно, а существенно.

Что делать в этой ситуации? Наиболее актуальной темой сегодня однозначно является снижение себестоимости услуг автотранспорта с учетом особенностей работы на рынке. А особенности эти какие… Стоимость топлива растет. Курс валюты топчется на месте и даже падает. Прибавьте к этому постепенный и практически повсеместный рост стоимости проезда по платным дорогам.

– Интересно, на какой из перечисленных факторов может повлиять перевозчик?

– В складывающейся ситуации все более привлекательными выглядят предложения по грузовикам, которые работают на альтернативных видах топлива. Вспомним, на выставке «БАМАП» в этом году впервые был представлен седельный тягач IVECO STRALIS, который работает на сжатом метане. Нужно признать, такая техника стоит достаточно дорого на сегодняшний день. Но, как бы мы к этому ни относились, я уверен, именно за такой техникой будущее.

Но давайте, разберемся. Один из главных критериев привлекательности любого тягачей – цена и запас хода. Пока ни одна из компаний-производителей тягачей на сжатом газе не может похвастаться большим запасом хода. Так, IVECO определяет этот показатель в 600 километров. Груженый автомобиль на таком топливе и вовсе проедет километров 500. После этого, требуется новая заправка, а это потери времени, особенно принимая во внимание тот факт, что заправка газом происходит несколько дольше, чем заправка дизельным топливом. И в три приема.

Как альтернатива, в Европе уже сейчас неплохо продаются автомобили на сжиженном метане. Эти две технологии – разные. И запас хода на сжиженном метане составляет уже 1 600 километров. Это куда интереснее, но тут возникает проблема другого рода: у нас нет такого топлива! В Германии есть, в Польше, Франции, Бельгии есть, у нас – нет. Пока нет, во всяком случае. И еще один немаловажный фактор – стоимость автомобилей, способных работать на таком топливе. Если тягач Евро- 6 в нашей стране стоит порядка 100 тысяч евро, то «альтернативный» автомобиль будет стоить тысяч на 30 дороже.

В Европе поддержку в приобретении таких автомобилей оказывает государство. Перевозчикам, например, в Германии и Польше выделяются субсидии. Причем, я сам слышал от поляков, что в случае, когда перевозчик закупает более 20 машин, работающих на сжиженном метане, компания IVECO строит заправку на территории такого предприятия. То есть, есть и свои плюшки, так сказать. Но главный аргумент все-таки тот, что стоимость газового топлива ниже стоимости дизельного. Не будем сбрасывать с весов и тот момент, что в той же Германии автомобили, работающие на сжиженном метане, освобождаются от оплаты проезда по платным автодорогам.

– В Беларуси такие автомобили могут появиться?

– Думаю, вполне могут. Но для этого нужно пройти определенный путь. Пусть растянется он на годы, но ведь любая дорога начинается с первого шага. И, как мне кажется, таким первым шагом должна стать инициатива Ассоциации «БАМАП» – предложение государственным органам рассмотреть возможность о субсидировании и поддержке закупки отечественными перевозчиками таких автомобилей.

– А как же топливо?

– В нашей стране есть два потребителя, которым сжиженный газ привозится из России – ОАО «МАЗ» и холдинг «БЕЛАЗ». Так что, уверен, и этот вопрос можно со временем решить. Но для этого нужно обсуждать и искать решения.

– Пока автомобили на сжиженном газе являются перспективой, давайте поговорим об обычных тягачах. Сколько их в автопарке компании?

– Наш парк сейчас насчитывает 28 автомобилей стандарта Евро-5 и Евро-6. Последние составляют более половины. Преимущественно автомобили DAF.

– В прошлом году государство освободило автотранспортные предприятия от необходимости уплаты утилизационного сбора в отношении новых тягачей с наиболее экологичными двигателями. А ваша компания воспользовалась этой возможностью?

Продолжение следует