дома нескучно
Как весело и с пользой пережить самоизоляцию

Леонид Казимирович Бесман: Случайным людям в перевозках не место! Часть 2.

9 November 2019
Л.К. Бесман справа на фото. Фото из интернета.
Л.К. Бесман справа на фото. Фото из интернета.

– В работе водителя-международника нередко случаются курьезы…

– Ну, как же без них! В этой связи вспоминается один из рейсов, когда я ехал по Италии. В то время еще не было ни мобильных телефонов, ни навигаторов, и маршруты были нанесены на листки бумаги, а ориентировался водитель по атласу. Приходилось постоянно быть начеку, чтобы не «про- мазать» всего один поворот (в Италии такая высокая плотность движения и разветвленная дорожная сеть, что случись такой промах – и потом придется долго искать путь, который приведет тебя к месту погрузки/разгрузки). И вот как раз в тот день я все же проскочил нужный мне поворот. Не сразу понял, что еду не туда, а как только увидел это – остановился и включил аварийную сигнализацию. А в Италии, как только зажигаешь «аварийку», тут же рядом с тобой остановятся одна-две машины, водители которых захотят выяснить – что случилось? – чтобы предложить свою помощь и даже «провести» до нужной точки. Очень доброжелательный народ.

К тому времени наступили сумерки, и я решил подойти к водителю вставшего рядом «Мерседеса» с надеждой, что он окажется соотечественником, или хотя бы сможет внятно объяснить – как мне добираться дальше. Представьте мое состояние, когда открылась боковая форточка, и я увидел салон, в темноте которого за рулем сидел… чернокожий водитель! А когда он вышел, оказалось, что его рост, пожалуй, был больше двух метров. Он честно постарался в деталях объяснить, как мне доехать до места назначения, но я был так растерян, что только согласно кивал, не понимая смысла сказанного. И все же повезло: находясь еще под впечатлением от необычной встречи, я нашел дорогу до места разгрузки сам.

Был и случай, когда я столкнулся с чем-то совершенно необъяснимым. Время было новогоднее, дорога – скользкая, к тому же шел снег. Автопоезд – пустой. Неожиданно машину начинает выбрасывать на полосу встречного движения. Я лихорадочно начинаю гадать – куда меня «завалит» – налево или направо? – И вдруг происходит несколько щелчков, после которых машина оказывается ровно в колее. Осознание того, что могло произойти, и что произошло, пришло только минут через десять. Я человек верующий, и только вмешательством свыше могу объяснить тот факт, что в тот момент на дороге не оказалось ни одного встречного автомобиля. Когда позже оформлялись на таможне, узнал, что в том же месте машину другой фирмы сложило «ножницами», а еще один автопоезд вылетел в кювет.

– Что представляла собой компания, в которой работали?

– Предприятие было небольшое, автопарк – 8 единиц техники. Тем не менее, во многом благодаря «наработанным» партнерам, удавалось успешно конкурировать на европейском рынке. Даже обвальный кризис 1998 года нас практически не затронул. И только в 2009-м, когда в очередной раз рынок грузоперевозок рухнул, я решил: хватит. И вернулся к преподавательской работе в Узденском государственном сельскохозяйственном профессиональном лицее – так звучало новое название училища.

Учиться и учить

Вернулся не с «пустыми руками»: в период работы в международных перевозках я заочно учился в Мозырском педагогическом институте, часто задавая себе вопрос: зачем мне это? Но, видимо, меня вел Бог, и приобретенная профессия оказалась полезной. Пришел в лицей – и как будто не было 17-летнего перерыва. Работа приняла меня, я принял эту работу.

В 2011-м году директор лицея вызвал меня и сообщил: «Дзержинский аграрно-технический лицей начинает подготовку водителей-международников. Попробуем?» – и мы начали выходить на Министерство образования, чтобы выяснить суть вопроса более подробно. Большое содействие в открытии новой специальности нам оказала Елена Викторовна Мартинкевич – на тот момент заместитель начальника отдела дошкольного, общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования управления образования Минского областного исполнительного комитета. Затем приехали представители Ассоциации «БАМАП», ознакомились с нашими учебными классами и базой. Все оказалось в порядке, и мы получили «добро» на подготовку водителей-международников. Дела пошли неплохо, и даже невыгодное для учащихся географическое расположение лицея мы компенсировали переподготовкой водителей категории «С» на право управления составами транспортных средств категории «СЕ» по программам дополнительного образования взрослых. Такой возможностью воспользовались те из них, кто решил получить свидетельство профессиональной компетентности для осуществления международных перевозок. Уже более 30 наших выпускников, прошедших дополнительную подготовку, работает в таких компаниях как «Дженти Спедишн», «Интертрансавто», «Оствесттранскар» (недавно позвонил руководитель этой компании Вячеслав Петрович Ложечник и попросил направить еще несколько водителей, прошедших допподготовку). Сегодня наш лицей является ведущей площадкой для создания методического комплекса по профессии водитель-международник, над которым мы работали в течение пяти лет.

Конечно, такого результата удалось достичь благодаря сплоченному коллективу преподавателей и мастеров производственного обучения. Саму идею создать на базе лицея новую специальность горячо поддержала, будучи методистом, Татьяна Ивановна Голуб, которая сейчас преподает основы таможенного законодательства. Постоянно чувствуем поддержку и со стороны директора лицея - Алёны Евгеньевны Евсюк.

– Вы являлись одним из экспертов, писавших рецензию на учебник «Международные автомобильные перевозки грузов». Насколько он оказался востребован?

– Учебник очень своевременный и нужный. Он используется даже водителями, имеющими большой стаж и опыт. Это если не настольная книга, то книга, которая находится почти в каждом автомобиле. В ней есть все – и режим труда и отдыха, и правила крепления груза, и особенности разрешительной системы – все это достаточно трудно удержать в памяти. Еще одно преимущество – вся информация изложена логично и доступно.

«Мы «сеем» кадры»

– Казалось бы, совсем недавно обучение по специальности «международные перевозки» только начиналось – и вот уже молодежь пополняет штат водителей белорусских компаний. Наверняка среди них есть и ваши выпускники?

– Конечно! Есть уже работающие выпускники, которые пришли к нам из школы. Среди них – Сергей Заголавко, который работает в «Дженти Спедишн», Сергей Пальчевский, – они до 21 года прошли у нас переподготовку, и в «БАМАП-ВЕДЫ» получили сертификаты водителей-международников. Вообще, во многом именно благодаря встречным шагам со стороны руководства предприятий нам удается трудоустроить ребят. Поскольку Группа компаний «Дженти» является нашим базовым партнером, большая часть выпускников попадает именно сюда, в чем нам оказывает помощь заместитель директора по эксплуатации Анна Болеславовна Мычко. На предприятии охотно занимаются молодежью без опыта и стажа. Для этого у перевозчика существует настоящая система: сначала ребят направляют на стажировку в зону техобслуживания, затем – обкатывают в рейсах на Россию и Казахстан, после чего дают возможность самостоятельно выполнять международные перевозки. Таким образом, уже больше 20 наших бывших учащихся закрепились на этом предприятии. Похожая схема используется и в ООО «Оствесттранскар».

Хорошие отношения сложились с Андреем Анатольевичем Смоляром, председателем Совета директоров ООО «Интертрансавто», где работает как минимум шесть наших выпускников. Дают положительный результат и личные контакты. Так, мой бывший напарник, отвечающий за работу с кадрами на одном из недавно созданных автотранспортных предприятий, тоже заинтересован в молодых водителях.

Стараемся устроить всех.

Продолжение следует