дома нескучно
Как весело и с пользой пережить самоизоляцию

Леонид Казимирович Бесман: Случайным людям в перевозках не место! Часть 3.

9 November 2019
Л.К. Бесман справа на фото. Фото из интернета.
Л.К. Бесман справа на фото. Фото из интернета.

– Расскажите об учащихся – с кем приходится работать?

– Контингент самый разный. В прошлом году один из учащихся – Иван Жук – приехал к нам из Бреста, причем – целенаправленно. Его отец, индивидуальный предприниматель, тоже занимается международными перевозками. Спрашиваю его: почему именно к нам? – ведь намного проще сесть в электричку и доехать до Дзержинска, где готовят по такой же специальности.

Как оказалось, парень подошел к вопросу поступления основательно: в интернете нашел отзывы, общался на специальных форумах и сделал вывод: в Узде готовят лучше. Мы с директором учебного центра «БАМАП-ВЕДЫ» Геннадием Дашкевичем специально для него уже решили вопрос по прохождению практики на брестском «Веставто», но он решил по-своему, и, по своим соображениям, остался в Минске, где проходит отработку на станции техобслуживания. После этого собирается получить у нас категорию «СЕ», возвратиться в Брест и работать в международных перевозках. Это пример того, как приходят учиться осознанно. Как правило, это ребята, родственники, родители или знакомые которых работают водителями-международниками.

Есть и те, которые говорят: отучусь – а вдруг пригодится? И ведь даже в таком подходе присутствует логика и расчет. Может быть, именно таким подросткам подойдет новый блок, разработанный в лицее для выпускников базовой школы. Он предусматривает трехгодичное обучение, в ходе которого учащийся не только получает знания по международным автоперевозкам, но и специальность газоэлектросварщика.

– Как видно, выпускники Узденского лицея востребованы. Однако при моем посещения Смолевичского аграрно-технического лицея его директор не был столь оптимистичен, полагая, что нынешние выпускники – пока лишь «вклад в банк кадров» будущего.

– Дело в том, что ситуация меняется с каждым годом. Прошло более пяти лет как мы занимаемся подготовкой водителей-международников, и многие из выпускников уже отслужили в армии и пришли к нам снова – чтобы получить категорию «СЕ».

Вместе с тем, если говорить о тех учащихся, которые только закончили учебу, они действительно не востребованы на автотранспортных предприятиях – ни в качестве слесарей, ни, тем более, водителей. Мы устраиваем их на другие предприятия народного хозяйства. Но то «зерно», которое нами посеяно, через какое-то время даст свой «урожай». «Собирать» его уже не нам, а руководителям предприятий-перевозчиков.

Профессия, которая меняется

– Леонид Казимирович, женщина в международных автоперевозках – перспектива, или место за рулем скорее займет «автопилот»?

– Вспоминается Финляндия. Эта страна всегда мне нравилась. Во всем – порядок, дисциплина, «колейку» никогда никто не объезжает, чтобы оказаться впереди других. Водители знают: за любое нарушение не только придется заплатить штраф, но можно еще оказаться депортированным из страны. Именно в Финляндии я и видел большое число девушек за рулем автопоездов.

Есть одна особенность автомобильного движения в этой стране – необычные автопоезда, которые у нас использовать не разрешается из-за превышения длины состава. Представьте себе в одной сцепке обычный тягач с полуприцепом, к которому крепится еще и прицеп. Именно такая конструкция появилась на площадке, когда мы с коллегами ждали своей очереди на загрузку. За рулем – девушка лет 23-х. Площадка маленькая настолько, что мы со своими полуприцепами разворачивались с трудом, а потому неудивительно, что у девушки что-то пошло не так. Естественно, все, видевшие это, вышли из кабин, чтобы посмотреть – сколько потребуется попыток для выезда с площадки? Если, конечно, вообще обойдется без посторонней помощи. Тем временем девушка вышла из машины, посмотрела слева, справа, снова села за руль и абсолютно профессионально – всего в несколько приемов – сложила прицеп, полуприцеп и тягач так, что с первого же раза выехала туда, куда ей было нужно. Посмотрела на наши удивленные взгляды, посигналила, помахала рукой – и уехала. Много женщин на перевозках в Италии, в Польше не раз видел. Так что – почему бы и нет? Тем более, что сегодня водитель – он и есть водитель, ему не надо, например, ремонтировать автомобиль своими руками и возить с собой ящики с запчастями, как это приходилось делать в 80-90-х.

– Наверное, еще работают те водители, которые до сих пор не утратили таких навыков.

– Рассказывали ребята из «РР-Транс»: во время рейса по Италии, в пути, «полетел» подшипник в ступице переднего колеса. Водитель вовремя это заметил, а потому на момент остановки подшипник не «приварило» и не «зализало». То есть – снять и поменять его можно было самостоятельно. Далее – рассказ водителя: «Снял без проблем, осмотрел ось – чуть наплавленная. И в это время вижу – спереди останавливается полицейская машина. Подъезжает вторая – останавливается сзади, – тут надо заметить, что, как только ты останавливаешься, дорожная полиция своим транспортом тут же ограждает автомобиль. Во-первых – для безопасности, во-вторых – чтобы выяснить, надо ли вызывать техническую помощь. – Я в растерянности: чем все это обернется и что делать? Стараюсь как можно быстрее поставить новый подшипник и колесо. Подшипник идет с трудом – достаю небольшую кувалду и загоняю его на место. Накидываю колесо, зажимаю гайки, надеваю колпак – и «по коробке!» – еду дальше. При этом замечаю, что машины с карабинерами следуют за мной, и не понимаю – в чем причина? Дорога – платная. Доезжаю до платежного терминала, расплачиваюсь, и, как только попадаю на бесплатный участок, на полицейских машинах зажигаются «мигалки», и мне дают команду остановиться. Из полицейской машины выходит карабинер и направляется ко мне. Первая же мысль – все, что-то нарушил, будут штрафовать! Тем временем полицейский подошел, поприветствовал и… протянул мне купюру в 50 тысяч лир, – на тот момент это было около 50 немецких марок. – Я в полной растерянности: за что?

Как оказалось, коллеги-полицейские, когда я менял подшипник, поспорили между собой именно на эту сумму: сможет ли автомобиль, отремонтированный с помощью кувалды водителем, да еще и на обочине, доехать без поломки до конца платной дороги? После того как результат спора стал известен, было решено вручить проспоренную сумму водителю».

– Ваш взгляд, как профессионала, на учебный процесс: от чего следовало бы отказаться, а к чему – подойти с большим вниманием?

– Ничто не стоит на месте. Посмотрите на мир международных перевозок: автопарк обновляется, растет. То же самое и с профессией, которую мы даем. Возможно, стоило бы увеличить количество учебных часов по организации международных перевозок. Тут надо своевременно реагировать на реалии. Например, аналоговый тахограф уже практически ушел в прошлое, и вместо него можно больше внимания следует уделить изучению цифрового. Что касается основ таможенного законодательства, то, на мой взгляд, здесь пора пересматривать саму программу, ее содержание. С другой стороны, в предмете «Эксплуатация транспортных средств» есть много положений, которые можно сократить без ущерба для знаний по основам устройства автомобиля.

– Что считаете своим главным достижением?

– Я рад, что, сам пройдя все этапы становления в своей профессии, могу передать свои знания и опыт тем, кто видит себя в ней в будущем. Очень доволен тем, что имею возможность как-то помочь в трудоустройстве выпускников – в связи с этим хотел бы высказать слова благодарности не только руководству уже названных предприятий, но и директору нашего узденского ЧТУП «Транс-Ванс» Сергею Гичику, директору ООО «Корно» Александру Янчевскому – они помогают литературой, предоставляют базу для практики, проводят экскурсии для учащихся.