Заседание Совета по развитию предпринимательства. Обсуждение проекта Налогового кодекса Беларуси. Часть 1.

13 October
A full set of statistics will be available when the publication has over 100 views.
фото из интернета
фото из интернета

Заседание Совета по развитию предпринимательства, прошедшее 25 октября, стало одним из самых представительных за последнее время. И органы государственного управления, и реальный сектор экономики, и бизнес-союзы были представлены на нем весьма широко.

Заметим, в работе заседания приняли участие члены Советапредседатель Ассоциации «БАМАП» Николай Боровой и председатель совета директоров ООО «Интертрансавто» Андрей Смоляр. Такой интерес к обсуждавшейся повестке был не случайным: решалась судьба документа, имеющего важное значение и для конкурентоспособной работы экономических субъектов, и для стабильной работы государственных институтов. Имеется в виду Налоговый кодекс.

фото из  интернета
фото из интернета

Предстояло решить, принимать ли его в той редакции, которая сформирована к настоящему времени специальной межведомственной рабочей группой, и тем самым закрепить достигнутый результат, или продолжить работу над ним дальше, устраняя нерешенные пока вопросы.

Итог работы подводила Жанна Тарасевич, директор Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени профессора М. С. Кунявского.

фото из интернета
фото из интернета

По ее словам, работа затронула и Общую, и Особенную часть Налогового кодекса.

Так, из Общей части предлагается исключить нормы, которые регулировали вопросы придания обратной силы актам налогового законодательства.

В то же время будет закреплена норма, предусматривающая прямой запрет на изменения в течение финансового года в любые элементы налогообложения (ставки, налогооблагаемую базу, сроки уплаты и так далее).

Предложен новый механизм изменения сроков уплаты налогов, сборов (пошлин), пеней с представлением отсрочки и (или) рассрочки по налогам, сборам (пошлин), пеням по решению налоговых органов с обязательным обеспечением исполнения такого обязательства залогом имущества, поручительством либо банковской гарантией.

При его действии налоговые органы не смогут принимать решение о взыскании средств с имеющихся счетов, изымать наличные денежные средства и, самое главное, налагать арест на имущество плательщика, приостанавливать операции по его счетам.

Предлагаемая редакция корректирует порядок исчисления пени: ее раз- мер не должен будет превышать сумму доначисленного налога.

Бизнес-сообщество поддержало инициативу налоговых органов по применению риск-ориентированного подхода в части приостановления операций по счетам при обеспечении своевременного исполнения налоговых обязательств.

И если у плательщика в течение полугодия не было нарушений по уплате налогов, то приостановление не будет происходить в течение 10 дней после наступления срока уплаты; при наличии таких нарушений, но погашении задолженности до 1 числа месяца, следующего за отчетным, плательщику будет предоставлен пятидневный «овертайм» после наступления срока уплаты налогов.

Вместе с тем, не удалось пока ликвидировать возможность предоставления индивидуальных льгот, внести изменения по исчислению пени, учитывая при этом переплату по иным налогам (сборам, пошлинам), выявленную в том же налоговом периоде, а также реализовать некоторые иные возможности.

При обсуждении измененных норм Особенной части Налогового кодекса отмечались такие меры, как предоставление субъектам хозяйствования при уплате НДС права выбора метода отражения выручки («по оплате» или «по отгрузке»), включение в Налоговый кодекс системных мер, направленных на повышение инвест привлекательности республики и стимулирование реинвестирования прибыли, а именно расширение возможности применения инвестиционного вычета за счет увеличения его размера, снижение ставки налога на прибыль в отношении дивидендов при условии нераспределения на потребление полученной прибыли, и др.

По предложению бизнес-сообщества в Налоговый кодекс будет введено понятие нормируемых затрат, все виды которых в целях упрощения администрирования включены в отдельную статью.

При этом в отношении отдельных видов таких затрат плательщикам будет предоставлено право учитывать их по нормативу, установленному в размере 1 % от выручки с учетом НДС. В частности, к таким затратам могут быть отнесены членские взносы предприятий, уплачиваемые в объединения предпринимателей и нанимателей.

Для налогового учета расходов на автомобильное топливо предложено использовать данные технической документации завода-изготовителя, а при их отсутствии – самостоятельно устанавливать нормы его расхода до утверждения этих норм в установленном порядке.

Данное нововведение позволит плательщикам избежать необходимость прохождения обременительной процедуры установления норм расхода автомобильного топлива, действующей в настоящее время.

Но и в этой части Налогового кодекса реализованы далеко не предложения, которые инициировал бизнес. Так, по мнению бизнес-союзов, предусмотренное ступенчатое снижение повышающих коэффициентов, начиная с 2019 или 2020 г. не решит проблем бизнеса.

И тут же было предложено рассмотреть возможность установления на 2019-2020 годы повышающих коэффициентов более низких, нежели сейчас (от 1,5 до 2), а в долгосрочной перспективе – проработать возможность объединения налога на недвижимость и налога на землю с отменой повышающих коэффициентов.

Продолжение следует