До свидания там, наверху (2017). Маски, которые мы носим, и наоборот

27 August 2019
Кадр из кинофильма "До свидания там, наверху" (2017)
Кадр из кинофильма "До свидания там, наверху" (2017)

Первая мировая война прошла, оставив после себя поля израненных тел и тысячи покалеченных душ. Среди спасшихся чудом двое - юный художник Эдуар Перикар и бывший бухгалтер Альбер Маллар. Их будущее туманно, а настоящее не сулит ничего хорошего. На войне Перикар, сын крупного чиновника из Парижа, получил тяжёлое обезображивающее ранение, спасая Маллара из ямы. Увечье гнетёт молодого человека, и он решается на страшный шаг - Эдуард просит своего товарища подменить его документы в архивах, чтобы стать мёртвым для своего отца, не возвращаться в богатое имение изуродованным калекой и начать новую жизнь. Он создаёт себе маски и начинает творить, в то время как его друг Альбер, судорожно ищущий деньги на новые краски и холсты, становится импресарио "человека-невидимки".

Нет никакого сомнения в том, что французское кино можно отличить от любого другого при одном только взгляде. Цинизм послевоенного времени, сочащийся из каждой строчки ежедневной газеты, с лёгким лоском влюблённости и абсурда. Только французы так могут говорить о войне. И, казалось бы, что может быть банальнее сюжета о двух несчастных, пытающихся вновь обрести место в мире. Но режиссёру Альберу Дюпонтелю удалось рассказать историю по-новому, сбивая зрителя с ног на каждом повороте, превращая обыденные ситуации в настоящую карусель.

Кадр из кинофильма "До свидания там, наверху" (2017)
Кадр из кинофильма "До свидания там, наверху" (2017)

Картина поднимает множество тем, будь то взаимоотношения отцов и детей или современное расслоение общества. "До свидания там, наверху!" - это срез жизни, такой, какая она есть. С неприспособленным и неуклюжим Альбером, попадающим в передряги. С мечтательным и талантливым Эдуардом, скрывающим под разноцветными масками безграничную боль, которую предательски выдают небесные глаза. С негодяем Парделем, способным ради собственной выгоды на убийство, не имеющим духовных ориентиров. Все они - персонажи выпуклые, трёхмерные, заставляющие зрителя сопереживать, смеяться, ненавидеть и плакать.

После просмотра совсем не возникает желания отыскивать какие-то несостыковки в сюжете, в канве представленного пространства. Мир, созданный Дюпонтелем, прекрасен, многообразен и красив. Он не лишён боли и скорби. Но это мир, восставший из пыли на поле брани, отряхнувший запачканные штаны и поднявший голову вверх, торжественно встречая первые лучи нового дня.