Друзья! Как мы уже писали, ситуация декорационного дела в российских театрах середины XIX века вынуждала смотреть на декораторов исключительно как на ремесленников, исполнителей чужих заданий. Для того чтобы развивать театр в новом русле, нужны были свежие взгляды — не удручающее «несение службы».Именно союз исключительного энтузиазма и стремления показать все лучшее, что было создано русской культурой, вылилось в появление театра Частной русской оперы С. И. Мамонтова. В нем ведущие роли принадлежали знаменитым художникам В. М. Васнецову, В. Д. Поленову, К. А. Коровину и М. А. Врубелю.
Сегодняшний материал посвящен Михаилу Врубелю. Он был образован по моде своего времени: закончил юридический факультет Петербургского университета, владел восемью иностранными языками, слыл знатоком литературы и музыки. Но, почувствовав страсть к живописи, в 1881 году поступил в Академию художеств, где занимался под руководством П. П. Чистякова, и И. Е. Репина. Он работал практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства: живописи, графике, скульптуре и, конечно, театрально-декорационном искусстве.
Творческие искания Врубеля не находили поддержки в Академии художеств и у критиков, но так случилось, что его постоянным заказчиком оказался С. И. Мамонтов, который в дальнейшем стал его покровителем.
Самым блистательным театральным произведением Врубеля были декорации и костюмы к постановке оперы «Сказка о царе Салтане», премьера которой состоялась 4 октября 1900 года на сцене Частной оперы. Именно она принесла ему успех и известность. Жена художника, известная певица Н. И. Забела-Врубель, писала: «Даже его страшные враги — газетчики — говорят, что декорации красивы, а доброжелатели прямо находят, что он сказал новое слово в этом жанре, и все это при такой скорости: в две с половиной недели все было написано».
Отметим, что Н. А. Римский-Корсаков, автор оперы, эталоном художественных декораций считал рисунки В. Васнецова, а не молодых художников, таких как Коровин, Врубель и Малютин. Эскизность, незаконченность в живописи он воспринимал как явное декадентство. Но именно Врубель стал автором декораций к опере «Сказка о царе Салтане». Кстати, очень любопытно письмо композитора, адресованное супруге Врубеля: «Не следует спрашивать человека, не имеющего слуха, его мнения и советов по музыке. Я же — человек, не имеющий глаза... если же хотите непременно знать, что я себе представляю в костюме Лебедь-птицы и ее превращении, то скажу Вам одни общие фразы: надо чтоб было на птицу похоже, а главное непременно красиво».
Врубель ушел из жизни в 1910 году. В ней было много трагических моментов. А. Н. Бенуа писал, что жизнь художника была как симфония – «ликующая и блестящая вначале, мрачная и грозная в средней части, мучительная и чудовищная в финале. <…> Именно в нем наше время выразилось в самое красивое и самое печальное, на что оно было только способно, а грядущие поколения будут оглядываться на последние десятилетия XIX века, как на „эпоху Врубеля“».