Модные прически XIX века. А-ля Клотильда

Сегодня мы продолжаем рассказ о модных прическах XIX века и расскажем о прическе а-ля Клотильда (фр. à la Clotilde), распространенной в конце 1830-х – 1840-х годов.

Дж. Хейтер. Королева Виктория. 1838. Изображение из сети Интернет. Фрагмент.
Дж. Хейтер. Королева Виктория. 1838. Изображение из сети Интернет. Фрагмент.
Дж. Хейтер. Королева Виктория. 1838. Изображение из сети Интернет. Фрагмент.

Интересно, что популяризатором этой чрезвычайно простой и элегантной прически выступила вовсе не женщина с именем Клотильда, а сама королева Великобритании Виктория, выбравшая именно это головное убранство для своей коронации 28 июня 1838 года. На время ее более чем шестидесятилетнего правления пришелся расцвет Британской империи, которая оказывала не только определяющее влияние на мировую политику, но и на моду. В стороне от викторианских веяний не остались и русские красавицы.

Светские дамы оценили простоту, скромность и изящество женского образа, который явила собой юная королева. Начал складываться новый идеал женщины в рамках викторианской морали — сдержанной, верной хранительницы домашнего очага. Прическа а-ля Клотильда идеально вписывалась в эту концепцию. Она выглядела следующим образом: волосы были разделены на прямой пробор и гладко зачесаны в простой низкий пучок на затылке, из височных прядей с каждой стороны заплетались косички, которые обвивались вокруг ушей и прикреплялись к пучку.

Изображения подобного головного убранства изредка встречались на страницах журналов мод начиная со второй половины 1830-х годов, однако только на рубеже 1830-х – 1840-х годов эта прическа стала наиболее популярной и все чаще рекомендовалась парикмахерами.
История происхождения и названия прически остается несколько туманной. Стоит обратиться к трудам знаменитого французского парикмахера того времени месье Круазата (фр. Croisat), который создал первую в истории Академию парикмахерского искусства в Париже в 1833 году. С 1837 по 1842 под его руководством вышло пять номеров журнала «101 прическа со всех стран» (фр. «Les Cent-un coiffeurs de tous les pays»), в котором публиковались работы и парикмахеров, работавших в России. В первом выпуске за 1837 год, описывая прическу по типу а-ля Клотильда, Круазат называет косички, обвитые вокруг ушей, «клотильдами» (фр. clotildes). Интересно, что в следующих номерах журнала «клотильды» пишутся с заглавной буквы, а позже головные убранства с такими элементами именуются в описании прической а-ля Клотильда (фр. coiffure à la Clotilde). В честь кого она была названа?
Основываясь на научных изысканиях Круазата по истории мировых причесок, можно заключить, что это головное убранство было своеобразной данью уважения Клотильде Бургундской (475 — ок. 545), королеве франков, причисленной к лику святых за содействие в принятии христианства в королевстве.

Круазат писал: «У этой женщины [Клотильды Бургундской], образ которой мы воссоздаем, вероятнее всего, не было косичек, которые мы ошибочно называем прической а-ля Клотильда; эта знаменитая женщина не носила кос, обвитых вокруг ушей».

Далее он поясняет, что богатые женщины той эпохи носили длинные косы, ниспадающие на грудь, и уже позднее стали обвивать их вокруг ушей, как во времена Жанны Бургундской (1293 1349). И действительно на всей храмовой скульптуре Святая Клотильда изображается с прямыми косами. Вероятнее всего, в 30-е годы XIX века бытовало более позднее изображение этой женщины, и именно к нему обратились парикмахеры при создании этой прически. Нами было обнаружено только одно изображение королевы франков с классическим вариантом прически а-ля Клотильда — на миниатюре «Больших французских хроник» (фр. «Les Grandes Chroniques de France»), летописного свода XIV века.
В первой половине XIX века в Европе на волне романтизма возродился интерес к средневековой истории и эстетике, особенно это относилось к викторианской Англии. Прическа а-ля Клотильда была одним из проявлений этой тенденции. Круазат неоднократно использовал прилагательные «готический» и «средневековый» при описании этой прически. Также он подчеркивал, что головные убранства с клотильдами «появлялись и исчезали много раз в течение XII – XV веков». Удивительно, что вернувшись в моду уже в XIX веке, эта прическа фактически не претерпела никаких изменений.

Русские модницы столицы, очарованные образом юной королевы Англии, быстро стали носить прическу а-ля Клотильда и даже могли узнать историю ее происхождения от своих парикмахеров-французов, которые читали журнал Круазата, сотрудничали с ним, ведь в то время это было первое и единственное профессиональное издание по парикмахерскому искусству.

К.С. Осокин. Портрет неизвестной девушки. 1839.
К.С. Осокин. Портрет неизвестной девушки. 1839.
К.С. Осокин. Портрет неизвестной девушки. 1839.


В коллекции Всероссийского музея А. С. Пушкина есть несколько женских портретов рубежа 1830-х 1840-х годов, на которых можно увидеть эту прическу. Самый ранний из них датируется 1839 годом кисти художника К.С. Осокина. На нем представлена юная девушка, ее темные волосы разделены на прямой пробор, гладко зачесаны и, очевидно, собраны в пучок на затылке. Можно заметить, как по бокам из височных прядей заплетены косички-клотильды. К слову, прическу а-ля Клотильда, исходя из рекомендаций в журнале Круазата, следовало носить именно таким юным барышням, которые обладали длинной шеей.
Интересным переходным вариантом к более поздней прическе выступают клотильды не из косичек, а из гладких прядей. Такая вариация главного элемента прически представлена на портрете неизвестной в халате (1841 г.). Из-под тюрбана красавицы выпущены две петли из гладких волос, которые обвивают уши. Более подробно конструкцию этого головного убранства можно рассмотреть на портрете, изображающем Е.М. Хомякову в профиль, кисти Т. Райта (1843 г.).

Неизвестный художник. Портрет неизвестной в восточном костюме. 1841.


Вероятно, именно из клотильд, состоящих из гладких прядей, преобразовалась уже новая женская прическа 1840-х годов. Петли из волос поднялись выше, распрямились и стали укладываться легкой волной, прикрывая уши. Такую прическу мы видим на изображениях еще одной сторонницы элегантности и простоты головного убранства — Н.Н. Ланской (урожденная Гончарова, в первом браке — супруга А.С. Пушкина), акварельные портреты которой выполнил художник В. Гау в конце 1840-х годов.

Ф.В. Сычков с оригинала В. Гау 1849 года. Н.Н. Ланская. 1899.
Ф.В. Сычков с оригинала В. Гау 1849 года. Н.Н. Ланская. 1899.
Ф.В. Сычков с оригинала В. Гау 1849 года. Н.Н. Ланская. 1899.

Автор текста — Надежда Витальевна Носова, хранитель экспозиции Мемориального музея-квартиры А.С. Пушкина.