Развитие международного малого бизнеса

4 October 2019

Национальная система регулирования внешнеэкономической деятельности малого бизнеса включает в себя широкий спектр инструментов:

финансовых, налоговых, технологических, информационных и др.

Такие стимулы играют важную роль в стратегическом развитии международного малого бизнеса.

Финансовая поддержка международных операций малого бизнеса является одной из основных проблем международной деятельности. Анализ практики финансового сотрудничества МСП с кредитными организациями, которые не финансируют 100% стоимости иностранного инвестиционного проекта и не участвуют в нем в качестве равноправных инвесторов, позволяет сделать вывод о целесообразности его реализации в странах с переходной экономикой, поскольку, с одной стороны, это позволяет существенно снизить риски кредитования финансовых организаций и, с другой стороны, повысить их мотивацию. Кроме того, в статье утверждается, что оптимальное распределение затрат между государством и частным сектором при предоставлении услуг МСП составляет "от 50 до 50", поскольку, обеспечивая эффективный стимул для внешнеэкономической деятельности, позволяет одновременно поддерживать большее количество субъектов малого бизнеса.

Особенно эффективным является применение этого принципа при субсидировании в условиях ограниченного бюджетного финансирования в странах с переходной экономикой.

Было отмечено, что в странах с переходной экономикой и развивающихся странах фискальные стимулы являются весьма распространенным средством стимулирования внешнеэкономической деятельности МСП, поскольку они не требуют наличия бюджетных резервов.

Целесообразность их использования продиктована уровнем конкурентоспособности налоговой системы.

Важным инструментом государственного регулирования процесса интернационализации малого бизнеса является маркетинговое сопровождение.

Исходя из мирового опыта, авторы обобщают и классифицируют маркетинговые услуги в зависимости от стадии реализации внешнеэкономического проекта, в результате чего выделяют три группы услуг: общие информационные услуги, предпроектная поддержка и сопровождение на стадии реализации проекта.

Особенности прямых иностранных инвестиций малых фирм (склонность создавать совместные предприятия с местными контрагентами, зависимость ПИИ от наличия "привлекательного" партнера в принимающей стране, важность случайного фактора - предложения иностранного контрагента), который должен определять направленность использования механизмов регулирования страной-получателем.

Возможными формами международного сотрудничества субъектов малого предпринимательства являются внешняя торговля, международная специализация и сотрудничество, совместная предпринимательская деятельность, предоставление / получение лицензий, международный лизинг и др.

Проведен тщательный анализ взаимодействия субъектов МСП с ТНК на основе субподряда, который позволил выявить и систематизировать основные виды взаимоотношений между поставщиками и потребителями.

Основные факторы, определяющие вовлеченность малого бизнеса в производственный цикл и сферу услуг ТНК:

  • наличие достаточного количества малых фирм, способных удовлетворить эти потребности на должном уровне;
  • определение экономической заинтересованности в таком взаимодействии руководителей предприятий, например, через целенаправленную государственную политику развития малого бизнеса и процесс сотрудничества;
  • четкая законодательная и нормативная база, создающая для каждой стороны достаточную правовую базу для удовлетворения этих потребностей на должном уровне;
  • определение экономической заинтересованности в таком взаимодействии;
  • общее состояние экономики, ее ориентация на инновационный характер; разработка государственной политики, которая должна учитывать потребности стран с учетом особенностей развития инновационной деятельности.

Использование малого предприятия той или иной формы международного сотрудничества напрямую связано с выбором внешнеэкономической стратегии, ключевым элементом которой является определение способа реализации: самостоятельный выход на международный рынок (прямой метод) или через посредников (косвенный).

В работе определены основные факторы, определяющие стратегический выбор (внутренние ресурсы компании, конкурентные преимущества, опыт ведения международного бизнеса, степень неопределенности и т.д.), обосновывающие необходимость государственной поддержки в развитии партнерских отношений между субъектами малого предпринимательства и компаниями по развитию экспорта. (CRE).

Акцент сделан на возможности постсоветских стран (включая Украину) создавать условия для развития самоокупаемых CRE. Сформулированы факторы формирования и развития CRE, наличие которых является необходимым условием для эффективной государственной поддержки таких структур в странах с переходной экономикой. Была отмечена необходимость определения критериев CRE на законодательном уровне при применении стимулов для их создания.

Обосновывается целесообразность сотрудничества МСП в странах с переходной экономикой с крупными транснациональными компаниями в рамках системы Tradeway.

Исследована отраслевая активность малого бизнеса в условиях глобализации, что позволило выявить эффективность такой формы функционирования во внешнеэкономической сфере, как межфирменная кооперация, в частности, слияние кластерного типа. Упор делается на повышение эффективности мер государственной поддержки в результате активизации кооперационных процессов МСП, в том числе внешнеэкономической деятельности.

При рассмотрении внешнеэкономических аспектов деятельности украинских малых предприятий проводится анализ внешних обстоятельств (
статические предпочтения страны; государственная политика, макроэкономические факторы) и внутренних факторов (наличие финансовых, технологических, управленческих ресурсов, опыта персонала МСП, качества их продукции и т.д.) и делаются выводы об их негативном влиянии на международную деятельность отечественного малого бизнеса в целом.

Одним из основных недостатков государственной политики в сфере малого бизнеса в Украине является недостаточный учет автором особенностей функционирования МСП при разработке программ их поддержки и неопределенность целевой аудитории субъектов малого бизнеса, на которые направлены те или иные программы.



Предлагается усовершенствовать внешнюю стратегию украинских МСП по двум основным направлениям:

1) стимулирование внешней торговли и прямых иностранных инвестиций малых предприятий;

2) привлечение прямых иностранных инвестиций в отечественный малый бизнес

Сделан вывод, что для Украины и других стран с переходной экономикой больше нет времени для постепенного эволюционного "роста" малого бизнеса.

Необходимо сконцентрировать усилия на "прогрессивной" части малого бизнеса (бизнесе, ориентированном на рост и интернационализацию).

https://pixabay.com/ru/photos/%D1%80%D1%83%D0%BA%D0%B0-%D0%B1%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B5%D1%81-%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D0%BD-%D0%B1%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B5%D1%81-%D0%B4%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D0%B5%D1%80-3190204/
https://pixabay.com/ru/photos/%D1%80%D1%83%D0%BA%D0%B0-%D0%B1%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B5%D1%81-%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D0%BD-%D0%B1%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B5%D1%81-%D0%B4%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D0%B5%D1%80-3190204/