Завод-легенда "ЗиЛ". Путешествие в другую эпоху

29 August 2019

Речь пойдет о легендарном предприятии, известному почти каждому жителю столицы. Это старейшая советская и российская автомобилестроительная компания «Завод имени И. А. Лихачёва». ЗиЛ - это не просто история и первый советский автомобиль. ЗиЛ - это своеобразный символ для городских исследователей и сталкеров. ЗиЛ - это легенда.

Натюрморт в бывшем архиве предприятия
Натюрморт в бывшем архиве предприятия

Шли годы, и казалось, что огромные цеха, административные корпуса и конструкторские бюро будут стоять вечно. Но с каждым годом новостей о жизни предприятия было всё меньше, зато постоянно муссировались слухи о возможном сворачивании производства, реновации промзоны и застройке территории жилыми домами.

И вот, в 2013 году основное производство на АМО ЗИЛ было остановлено, а в последующие годы - начался активный этап сноса цехов и строительство жилого комплекса. По состоянию на настоящее время большинство построек на территории - снесены. Одним из сохранившихся зданий, в частности, является бывший инженерный корпус. Оказалось, что любой желающий мог просто войти через открытую дверь и попасть внутрь.

1. Открываем дверь в здание и проходим в просторный холл. Прямо напротив парадного входа стоит памятник В.И. Ленину. Мы ожидали увидеть хотя бы какое-то подобие охраны, но в холле пусто и безлюдно.


2. Один из индустриальных натюрмортов.


3.  Заводской архив документации предприятия. В этой комнате стеллажи передвигаются штурвалами, перемещаясь по специальным рельсам, благодаря чему образуются свободные проходы для доступа работников.


4. Место распределения и выдачи документов.


5. Почти от каждого уголка этого заводского корпуса так и веет атмосферой тех лет. Например, эта подборка звёзд советского кинематографа.


6. Можно просто заглянуть на бывшие рабочие места работников. Чего тут только нет! Визитки, карты метро, старые плёнки, записные книжки, канцелярка...


7. На некоторых стеллажах различная конструкторская документация (чертежи, технические условия, эскизные проекты, технические описания и др.) хранится и распределена по сериям автомобилей по полкам и ящикам.


8. На столах можно встретить различные книжки ГОСТ-ов СССР.


9. Сделаем ещё один снимок комнаты со штурвальными стеллажами. Кстати, на многих можно встретить различные плакаты со снимками производимых автомобилей, хорошо знакомых всем жителям России.


10. Но отправимся дальше. На третьем этаже мы встречаем небольшую подсказку, о том, чем занимались работники в этой части корпуса.


11. Только мы хотели туда направиться, как услышали приближающиеся голоса. Поэтому было решено вновь спуститься на второй этаж. Начнём с уютного, тёплого и лампового конструкторского бюро.


12. Красивый циферблат одного из найденных приборов, что любопытно, прибывшего из туманного Альбиона.


13. В целом, этот уголок КБ выглядит следующим образом. Если и можно применить фразу "Время здесь остановилось", то точно - для этого места.


14. На столе у одного из работников встретились шахматные фигуры и ленты для печатных машинок.


15. На момент нашего посещения охрана и бывшие работники ещё следили за помещениями и периодически поливали некоторые цветы. Однако, далеко не все... 


16. У каждого здесь был свой уголок-мирок...


17. Классические часы того периода - знаменитой ленинградской фирмы "ЭЧЛ".


18. Здесь мы находим очередной архив, но уже другой. Множество папок и дел.


19. А эта картина напомнила мне о детстве, когда папа летом давал нам с сестрой подобные советские вентиляторы в жару.

20. Следующее помещение - бывшая химическая лаборатория. Две комнаты реактивов, химического стекла, соединений и разных приборов.

21. Местный антураж.


22. На одном столе неожиданно встретились странные комиксы местных авторов на авто-тематику.


23. Мебель старая и красивая, как обычно в подобных лабораториях.


24. Поскольку в здании стало тихо, мы продолжили исследование оставшихся комнат на верхних этажах. Начинаем с третьего и отделения "Технологического управления". Доска почёта.


25. Рядом расположилось подразделение УГК ТОС - управление главного конструктора по технологической оснастке и станкам.


26. Среди находок - кипа советских фотографий, возможно, из жизни работников предприятия.


27. Букет из физалиса в ещё одном архиве. Уютное помещение.


28. Комнат очень много, всё обойти не успеваем.

29. Вообще, картина грустная. Все эти черно-белые фотографии, увядающие цветы, деревянные столы навевают на печальные мысли о том, что активная жизнь завода остановилась не 2010-ые, а гораздо раньше, по сути, ещё в 90-ые...


30. Печатные машинки, счёты.


31.  Внутренние створки шкафа в архиве заботливо украшены репродукциями известных картин.


32. Снова выходим в холл. В здании есть и лифты, но остановленные (хотя освещение во многих местах на тот момент ещё сохранилось)


33. В одном из помещений притаился старый плакат с цитатой Ленина, который раньше висел в коридоре.


34. Зато в соседней комнате повстречались очень любопытные агрегаты, чем-то напоминающие станки, а чем-то - печи.


35. А этот стенд напоминает нам об истоках предприятия. Ведь первый полностью советский автомобиль АМО-Ф-15 был произведен именно заводом АМО в 1924 году.

36. Очередной архив.


37. Плакаты на тему механизации работ в подразделениях предприятия.


38. Опустевшие коридоры инженерного корпуса.


39. Под конец дня на улице всё-таки вышло солнце, и комнаты сразу преобразились.


40. Типичное рабочее место того времени.


41. Красные папки для документов показались мне очень колоритными

42. Одним из самых интересных мест на объекте также является бывшая библиотека. Вообще, она является научно-технической, но порой в ней попадались и художественные книги. Большой зал с десятками металлических стеллажей, сплошь занятыми книгами самых разных времён.


43. Прежнего порядка здесь конечно уже нет, однако обошлось и без "хождения по книгам".


44. Попадается много зарубежной литературы, например, эта книга-реестр американских производителей в сфере промышленности и авиационно-космической отрасли.


45.  А наша прогулка уже приближалась к своему логическому завершению. Так выглядит главный холл нашего здания. Примечательны красивые деревянные шкафы с почтовыми ящиками для корреспонденции.

48. Перед тем как отправиться домой, мы всё же решили попробовать успеть на закат и вылезти на крышу. И у нас это вышло, благо и цвета неба были красивые. Виды, конечно, не очень, но и о каких пейзажах может идти речь на промзоне? Только об индустриальных...

Да... На территории уже появился жилой комплекс "ЗилАрт". Музей предприятия с мемориальным кабинетом Лихачёва на данный момент уже уничтожен. Года пройдут, и  только оставшиеся административные здания, переделанные в административно-деловые центры, будут напоминать о прошлом легендарного предприятия. Безусловно, таким огромным промышленным заводам не место в черте города и среди жилой застройки. Но всё же, на душе становится немного жаль, когда смотришь, как подобное предприятие с такой историей исчезает фактически в небытие.

Спасибо за просмотр! Подписываемся на канал ;)