В современной школе много разных образовательных программ. Перечисляю: "Школа России", "Перспектива", "Перспективная начальная школа", "Начальная школа ХХ1 века", " Планета Знаний", "Гармония", "Ритм", "Начальная инновационная школа", "Школа 2000"-Л.Г. Петерсон, "Школа 2100", "Система Эльконина-Давыдова", "Система Л.В. Занкова".
Все они допущены или рекомендованы Министерством образования и Госнауки.
Почитайте в интернете платформу каждой программы.Но это будет очень долго На что нацелена, что будет развивать в ребенке в первую очередь? Как построена? Форсированно изучается материал или медленно?
Хочу сказать главное: все программы разные, но к 5 классу все дети любых программ пойдут в ногу.
Теперь подробнее о самых известных УМК (учебно-методических комплектах). "Школа России" и "Перспектива". Авторы учебников основных предметов одни и те же, только в"Школе России" математика М. И. Моро, а в "Перспективе"- Г. В. Дорофеева.
На одном из родительских форумов я читала, как яро ругали программу "Перспектива" с её математикой Л. Петерсон. Очень странно! Не разрешается нам, учителям, выдергивать учебники из одной программы и помещать в другую. Короче, одним мамам математика Л. Петерсон показалась очень сложной. А другие ругали математику Дорофеева (родную для "Перспективы") за то, что она слишком лёгкая, и что дети откатились в развитии назад и потеряли интерес к школе.
Поскольку авторы русского языка, чтения и окружающего мира одни и те же в этих программах, то и творческие задания похожие. Большое внимание уделяется проектам, выполненным детьми.
Поясняю про проекты. Например, уже в 1 классе по окружающему миру нужно выполнить проекты "Моя малая родина", " Моя родословная" и т.д. Конечно же, ребенок не выполнит ничего сам. Только с родителями или с репетиторами, если родители очень заняты. И так будет до 5 класса.
Вы научите ребенка искать информацию в интернете, в библиотеках, составлять презентации, оформлять работу красиво и грамотно составлять рассказ по проекту. Школа этому не научит, это индивидуально!
Но здорово же, когда дети и родители в выходные совместно работают над проектом! Ставят цель, ищут возможности, рисуют, клеят, изучают, проводят опыты. Целая научная работа. Как вам такая перспектива? Подходит, если ваш ребенок любознательный, хорошо подготовленный к школе (умеет читать), и если вы можете позаниматься с ним без ворчания на школу, а с интересом и радостью. А нет- так и не делайте! За это двойку не поставят. Но знайте, что такие совместные занятия сплачивают семью, доставляют радость победы ребенку.
А если ваш ребенок пока ещё путает имена близких родственников, а учительницу пока так и зовёт " учительница"? Если он ещё не различает понятий "город" и "страна", не ориентируется во времени и датах, не запомнил названия месяцев? Каково вам придётся с проектами?
(Это я к вопросу о том, что раньше,мол, дети даже буквы не знали к школе, и свободно всему научались в 1 классе, а теперь надо уметь читать!!! А чем учителя заниматься будут?)
Да, надо быть подготовленными. Время этого требует. И программы, которые составляют
не практики, а теоретики.
Например, в программе "2100" на уроке обучения грамоте мы должны изучить сразу 4 буквы!!! Г, П, Т, Р. Авторы мотивируют это тем, что эти буквы легко запомнить, ведь они похожи по написанию. Но я практик и вижу, что именно похожесть загоняет детей в тупик, и они мучаются, запоминая эти буквы , особенно письменные. И особенно дети с логопедическими нарушениями, а таких в последние лет 20 всегда бывает одна треть из класса. И вот следующий день - закрепление, а далее- новые две буквы. Так их же не только запомнить надо, но еще и писать слова надо!
А сколько трудных для понимания слов даётся в одном уроке! Обычный (средне подготовленный) ребёнок не запомнит и четвёртой части этих слов и их значений. Они так и остаются пустым звуком для детей. Например "грот", "отара", табун", "лагуна", " пирога"...
По чтению в этой программе просто нет произведений русских классиков, мало стихов для заучивания. Как развивать память и воспитывать наслаждение красивой правильной русской речью, непонятно...
Зато была прекрасная математика Л. Петерсон ( Я за неё). Таких продуманных и лёгких подходов к изучению трудных тем я в своей практике не встречала ни в одной программе.
Например, не требуется у Петерсон запоминать труднейшие термины "уменьшаемое", "вычитаемое", " разность" и другие.
Есть целое, и есть части. И если из целого вычесть часть, то останется другая часть. А если части сложить, то получится целое. Всё! В итоге уравнения в несколько действий все дети до 5 класса щёлкают, как орешки.
Очень популярны система Занкова и система Эльконина- Давыдова ,в которых дети очень много логически мыслят и рассуждают, иногда одну задачу решают целый урок, сами ищут истину. Учитель мало говорит, больше слушает и задаёт вопросы.Моё мнение- подходит не для всех, а для хорошо подготовленных детей.
Несколько лет назад набрала популярность программа РКШ (Русская классическая школа) с опорой на педагогику и методику Ушинского. Автор И. Горячева предлагает вернуться к русской классической системе преподавания, в том числе с использованием перьевых ручек. Почитайте, интересный подход!
Я закончила свою трудовую деятельность в школе, в мае выпустила свой последний 4 класс. В этом учебном году консультирую детей 3 и 5 класса по программе РКШ. Дети на заочном обучении. Программа для нас троих новая, будем изучать и работать по ней. О результатах буду периодически сообщать на моем канале. Задавайте вопросы, всегда рада помочь.
С уважением, Татьяна Ивановна Гордиенко.
Р.S. А лучше всего выбирать не программу, а учителя. В любой программе есть свои плюсы и минусы. Программы создаются в общем виде для многих. А дети все разные, их нельзя подогнать под одну гребёнку. И только знающий мудрый учитель поможет ребёнку и научит его учиться.