Найти тему
Дневник киноведа

Пять самых необычных советских экранизаций

Как известно, одним из главных и исторически первых жанров кинематографа является жанр экранизации. Воплощение литературных сюжетов на экране началось еще в первые годы существования немого кино и какое-то время было чуть ли не единственным сюжетным материалом. В советском кинематографе существовало достаточно много классических экранизаций (“Анна Каренина”, “Война и мир”, “Станционный смотритель”), однако были и другие – новаторские и экспериментальные как по стилю исполнения, так и по содержанию. Сегодня мы постараемся вспомнить самые яркие из них.

1. “Айболит-66” (1966 г., реж. Р. Быков)

Кадр из к/ф "Айболит-66"
Кадр из к/ф "Айболит-66"

Ролан Быков, известный нам по ролям в фильмах “Проверка на дорогах”, “Служили два товарища”, “Приключения Буратино” и других, был не только прекрасным актером, но еще и ярким режиссером-экспериментатором, поставившим целый ряд необычных детских фильмов. Одним из них стала вольная экранизация сказки Корнея Чуковского об Айболите, получившая название “Айболит-66”. Собственно, грань между сказкой и кино в фильме стирается – в кадре открыто присутствуют осветительные приборы, операторские рельсы и краны, а значительная часть сюжета и вовсе разворачивается прямо посреди съемочного павильона без каких бы то ни было декораций. Конечно, все это – дань эпохе экспериментальной режиссуры, ведь во времена создания фильма переживали второе рождение театр на Таганке и “Ленком”, зарождался “Современник”, один из основателей которого – Олег Ефремов – и сыграл в фильме главную роль. И пусть художественная манера “Айболита-66” в кино не прижилась и осталась лишь любопытным экспериментом, все же работа Быкова (которую сам режиссер назвал “первой картиной театральной киноэстетики”) была высоко оценена в профессиональной среде и стала своеобразным провозвестником арт-хауса в отечественном кино.

2. “Король-олень” (1969 г., реж. П. Арсенов)

Кадр из к/ф "Король-олень"
Кадр из к/ф "Король-олень"

Логическим продолжением экспериментальной эстетики, намеченной в “Айболите-66”, стал фильм Павла Арсенова “Король-олень”. Вольная экранизация одноименной пьесы итальянского драматурга Карло Гоцци стала заметным событием среди искушенных киноманов, поскольку в ней соединились традиции минималистического театра, комедии масок и авангардного кино. Каждое действие предваряется своеобразной пантомимой с участием классических масок итальянской комедии дель арте, а сюжет разыгрывается с максимальной степенью условности – например, в сцене охоты герои преследуют нарисованных оленей, сидя на игрушечных лошадях. Декорации в фильме также предельно условны – во многих эпизодах они представляют собой плоский статичный фон, что придает ленте еще большее сходство с театральной постановкой. Кстати, вы заметили, что финал фильма обрывается на полуслове? Так вот, это не художественная задумка – просто во время съемок режиссер Павел Арсенов крупно поссорился со своей женой Валентиной Малявиной, исполнявшей роль принцессы Анджелы, и доснять фильм в накалившейся обстановке не было никакой возможности. В результате финал пришлось оставить открытым.

3. “Новый Гулливер” (1935 г., реж. А. Птушко)

Кадр из к/ф "Новый Гулливер"
Кадр из к/ф "Новый Гулливер"

Первый художественный фильм главного советского режиссера-сказочника Александра Птушко “Новый Гулливер” был снят по мотивам знаменитой книги Джонатана Свифта, однако ее фабула была перенесена в советские реалии 1930-х годов. Пионер Петя Константинов, попавший во сне в сказочную страну лилипутов, становится свидетелем настоящей классовой борьбы между правящей верхушкой и рабочими и сам, как образцовый пионер, помогает освобождению Лилипутии. Конечно, идеологический подтекст – не более чем дань времени, однако техническое и художественное исполнение ленты по-прежнему выглядит выше всяких похвал. Для своего времени фильм задействовал все новейшие достижения техники, а результат поражает и сегодня – более 1500 детально проработанных кукол появляются в кадре наравне с живыми людьми. На экране разворачиваются и масштабные батальные сцены, и вокально-танцевальные номера в исполнении жителей Лилипутии (в одном из которых сразу угадывается популярный в то время певец Петр Лещенко) – словом, целый мир во всем многообразии движений и звуков. Кстати, о “Новом Гулливере” восторженно отзывался Чарли Чаплин, а сам фильм даже шел в американском прокате, так что не проходите мимо.

4. “Трое в лодке, не считая собаки” (1979 г., реж. Н. Бирман)

Кадр из к/ф "Трое в лодке, не считая собаки"
Кадр из к/ф "Трое в лодке, не считая собаки"

Экранизация известной книги английского писателя Джерома К. Джерома “Трое в лодке, не считая собаки” в постановке Наума Бирмана является, пожалуй, самым ярким образчиком тонкого английского юмора в советском кино. Лента вообще впечатляет изобретательностью – например, простая вступительная заставка с титрами превратилась в зарисовку на тему стремительно меняющегося Лондона конца XIX века со множеством движущихся миниатюрных моделей автомобилей, поездов и дирижаблей. Кроме того, картина стала настоящим бенефисом Андрея Миронова – в общей сложности актер сыграл шесть ролей, мастерски перевоплощаясь то в пожилую тетушку Байкли, то в суетливого дядюшку Поджера, то в самого писателя Джерома К. Джерома и даже исполняя на экране несколько песен. Надо сказать, что помимо собственно экранизации книги создатели фильма пошли еще дальше и дописали полноценную женскую сюжетную линию, в результате чего героев стало уже не трое, а шестеро. В целом, “Трое в лодке” – одна из вершин советской музыкальной комедии, перекликающаяся с такими фильмами, как “Соломенная шляпка” и “Мэри Поппинс, до свидания!”, и любителям этого жанра она определенно придется по вкусу.

5. “Счастливые дни” (1991 г., реж. А. Балабанов)

Кадр из к/ф "Счастливые дни"
Кадр из к/ф "Счастливые дни"

На излете существования СССР на экран стал прорываться артхаус уже в чистом виде, и одним из первых его создателей стал культовый режиссер Алексей Балабанов. В своей дебютной картине “Счастливые дни”, представляющей собой своеобразный “микс” на тему абсурдистских произведений Сэмюела Беккета, режиссер использует подчеркнуто минималистскую эстетику – черно-белое изображение и минимум диалогов. За кадром звучит, как бы сейчас сказали, олдскульная песня Гарри Уоррена “Too Many Tears”, а молчаливый главный герой в исполнении Виктора Сухорукова, как неприкаянный, бродит по будто бы вымершему Ленинграду, по которому, грохоча, изредка проносятся пустые трамваи. Немногочисленные встречные либо отвергают главного героя, либо реагируют на его поведение не менее странным образом, отчего абсурдистский стиль Беккета чувствуется буквально в каждом кадре. Надо сказать, что уже в своей первой ленте Балабанов показал себя мастером создания густой клубящейся атмосферы, и потому всем любителям артхауса “Счастливые дни” однозначно рекомендуются к просмотру.

Если вам понравилась статья, предлагаем вам поставить “лайк” и подписаться на наш блог – так вы не пропустите наши новые публикации. И не забывайте комментировать понравившиеся темы!

Читайте другие наши статьи об отечественном кино: