"Обещая встречу впереди...": Прилепин о Есенине

364 full reads

Прилепин - о Есенине. Земляк о земляке. Прозаик (и филолог) о поэте. Нет, я никак не могла такое пропустить. Есенин - пожалуй, самый любимый и близкий из поэтов (особенно в детстве, это позже пришли Ахматова, Блок, А.К. Толстой, Фет и Тютчев, Твардовский, заново открылся Пушкин), Прилепин - один из самых интересных для меня современных авторов.

Книга "Есенин. "Обещая встречу впереди" - не первое произведение Прилепина литературоведческого толка. Но если "Взвод. Офицеры и ополченцы русской литературы" - это галерея литературных портретов, то тут перед нами очень подробная, документальная биография поэта. Которая читается как роман. Биография-роман.

Прилепин рассказывает именно о жизни Есенина, обращаясь к творчеству по мере необходимости (предполагается, что с творчеством читатели и так знакомы в достаточной степени, раз взялись за эту книгу). развенчивает многие мифы, сосредотачивается на каких-то новых для обычного читателя деталях. К примеру, я помню, что Есенин армейскую службу прошёл как санитар. Но никогда не задумывалась о том, что их поезд ездил по стране и бывал рядом с линией фронта, и поэт, ухаживая за ранеными, видел войну очень близко. Для создания этого исследования нужно было изучить огромное количество документов, писем, мемуаров, монографий - труд колоссальный. Но не меньшая заслуга Прилепина в том, что его книга - не просто собрание биографических фактов. Это разговор, рассказ - живой, честный, искренний, неравнодушый - о судьбе рязанского поэта и окружавших его людей, о судьбе страны и об эпохе.

Книга вышла в двух вариантах, левый - чуть дешевле.
Книга вышла в двух вариантах, левый - чуть дешевле.

Документальные факты иногда разбавляются фантазиями-допущениями, а что могло бы быть, если бы... Вот как здесь:

"Пугачёва" поставят на Таганке с молодым Владимиром Высоцким в роли Хлопуши... Высоцкий по просьбе режиссера Любимова допишет в есенинский текст несколько строф.

Вот была бы встреча! Если бы Есенин про это узнал, примчался бы в театр и метался за кулисами, крича: "Кто? Кто это сделал? Кто дописал мою поэму? Проведите, проведите меня к нему! Я хочу видеть этого человека!"

Вся труппа в ужасе попряталась бы. А Высоцкий бы вышел, конечно. Сказал бы, как он умел говорить - негромко, с лёгким, едва различимым вызовом: "Я".

Тут само интересное и случилось бы".

Прилепин не идеализирует - да, было всё: и хулиганство, и дебоши, и женщины. Но и стихи тоже были. И стихи всегда были главными. В стихи вошло лучшее, что было в Есенине. Прилепин не оправдывает и не судит. В его рассказе - и удивление строгой предначертанности поэтической судьбы, и горькое сожаление. И главное - любовь к человеку огромного таланта и трагической судьбы:

"Есенин - всё русское разом.

Святость - и расхристанность, воинственность - и добротолюбие, нежность - и наглость, стремление к порядку - и страсть к разгрому, широкая имперская всепрощающая душа - и дерзкая привычка называть вещи своими именами, беспутство судьбы - и высокая, пожизненная смертная ответственность за все содеянное и сказанное".

О Сергее Есенине уже столько написано и сказано, что для охвата всех взглядов и точек зрения понадобится уйма времени. Захар Прилепин старался обойтись без привычных ярлыков и, опираясь лишь на факты и документы, прочертить четкую линию жизненного пути поэта. На мой взгляд, получилось. Удивительное сочетание исследовательской точности и кропотливости, филологического чутья и увлеченности своим героем.

Читать? Читать - тем, кто увлечен Есениным. И Прилепиным. И неравнодушным к русской поэзии.