Мой автодизайн. Русская призма восприятия. Часть 2.

Чтобы детально понимать есть ли принципиальные особенности в восприятии образа автомобиля российским человеком необходимо рассмотреть особенности ментальности россиянина и его отношения к личному транспортному средству.

Исторические корни отношения к автомобилю русского человека.

Транспорт испокон веков для русского человека, крестьянина являлся серьезным помощником в хозяйстве, во времена когда автомобиля еще не было, да и достаточно долго после его изобретения основным таким средством была лошадь. Учитывая размеры нашей страны, где отдельная область размером со среднее европейское государство, вопрос о транспорте стоял и до сих пор стоит остро, тем более в незапамятные времена.

Мой автодизайн. Русская призма восприятия. Часть 2.

Лошадь - живое существо, на которое смотрели не только как не средство, но и на товарища, друга семьи. Верный конь не только помогал вспахать поле но и скорее унестись от опасности, или же прийти на помощь близким, потому к нему предъявлялись требования - выносливость, скорость, сила, послушность. В час когда конь в стойле, добрый хозяин с благодарностью накормит своего товарища, расчешит гриву, заменит худую подкову. И так было на протяжении сотен лет.

В народных рассказах, повестях злодей всегда был на черном коне - символ агрессии, страха, зла. Положительный герой был на белом коне, белый цвет - символ чистоты, справедливости, божественности. Богатырский конь - широкий, коренастый, верный спутник русских героев. Все эти стереотипы о верном, сильном и быстром помощнике формируются в детстве, когда родители рассказывают сказки, дети изучают литературу в школе. И ведь действительно у большинства русских, да и не только былинных героев всегда есть верный, преданный и молчаливый напарник, который несет его туда, куда он хочет.

А кого боимся больше всего, от кого бежим сломя голову - бурый медведь, серый волк, дикий быстрый смертельно опасный зверь, если которого подчинить, получишь и транспорт и оружие!

Потому с самого детства в ум как сакральная, уникальная формула русского отношения к верному "брату нашему меньшему" закладывается уважительное, родственное отношение к вроде бы средству передвижения - лошади, значительно увеличивающей способности человека - силу, скорость, работоспособность, и проецируется на отношение к автомобилю: свободный целеустремелнный человек - на коне, не даром существует одноименная пословица.

Подитог - верный конь средство для обретения свободы, силы.

Есть и другая сторона исторического отношения к транспорту, производная которой в наше время куда более вычурно проявилась...

Простые крестьяне всегда со стороны видели жизнь зажиточных - дворян, некоторые и в поместьях не бывали и прочих благ сытной жизни не видели, зато знатная кибитка проносящаяся по дороге видна издалека и всем, и своими яркими украшениями, резьбой, звонкими бубенцами, окраской выбивалась на фоне скрипучих телег простых людей - барин едет!

Так как понимал крестьянин издалека что едет "знать"?

Русский народ подарил миру один из наиболее богатых букетов прикладного народного творчества, одна из особенностей наших мастеров - буйство красок, причудливые узоры, поразительная красота. Конечно одним из стимулов к созданию народом игрушек, одежд, посуды и прочих объектов декоративно прикладного искусства - суровость и серость обыденной жизни простых людей, яркий декор - желание привнести в жизнь радость, спокойствие, гармонию. Яркий декор, трудоемок и конечно более дорог нежели стандартная отделка, потому красивая карета могла принадлежать исключительно богатому человеку и однозначно идентифицировала социальный статус её владельца.

Подитог: чем ярче кибитка - тем знатней хозяин.

Необходимо отметить время правления Петра Первого, когда было заложено отношение к европейской культуре и её плодов, как к образцу "правильности", светскости, прогресса, что к сожалению на протяжение последующего времени и по настоящее только усиливалось со всеми основаниями. Так и укоренилось в сознании русского человека.

Общий вывод: издревле русская культура в сказках, картинах, стихах, четко определяет лошадь - наиболее распространенное транспортное средство, с течением времени роль лошади, телеги, кареты как "социального маркера" усиливается.

Конь, его порода, украшение кареты, четко идентифицируют социальный статус хозяина.

Наличие иностранного - признак прогрессивности.

Все вышеперечисленные постулаты живут в наших умах не один век и до сих пор сильны, потому при прорисовки дизайна автомобиля ориентированного на Российский рынок сбыта, достаточно обратиться к русским народным сказкам, творчеству, в которых наиболее подробно закодирован подсознательный механизм определения красоты, не только автомобиля как неодушевленного механизма, но и обязательного спутника жизни.

Психологические аспекты восприятия облика автомобиля в современной России.

Почему одному нравится машина, другому нет? Стандартный ответ - о вкусах не спорят, личное дело каждого, но вместе с тем есть общепризнанные эталоны красоты автомобиля, которые всем как один (в эпоху воинствующего индивидуализма!) симпатичен. Очевидно что все-таки основа понятия красоты для большинства одно, нет смысла углубляться в историю мирового искусства, проекцию "золотое сечение", основы композиции и прочее, с этими понятиями современный промышленный дизайнер хорошо знаком и учитывает их, но при этом интерпретирует по своему. Важно выяснить за какие именно детали в дизайне машины, русский человек испытывает к нему симпатию.

Разделим внешний облик машины на основные части формирующие его облик, и роль каждого из них:

1. Форма кузова - это база в которой кроется главная идея дизайна:

- пропорции: широкий низкий, может и высокий - это прямая ассоциация с понятиями устойчивости, твердости, мощи, почему таких эмоций не вызывает узкий кузов с короткой базой? Автомобиль должен ездить, и ехать четко, без виляния, узкая(или выше других) машина при всех прочих равных не может быть устойчивее в движении по прямой, в повороте, по ухабам, чем "широкий кузов".

- размер: большой кузов выбирают эмоционально, компактный расчетливо, конечно когда идет речь об эксплуатации машины в городе. Большой кузов - это ощущение безопасности, мощи, уважения. Такая машина дарит чувство стабильности, которое так желаемо любым россиянином и так редко в нем пребывающим.

- динамика: динамику кузова создают линии, ребра, изгибы, "дутости" и прочие малые геометрические формы. Есть два полюса динамичности кузова.

Статичный кузов - такой автомобиль красив когда стоит и когда неспеша едет, отсутствуют линии с резкими изломами, острые углы, объемные "бедра", такую машину выбирают сторонники традиционных, консервативных ценностей, уже пришедшие к успеху, и более не бегущие за ним, поскольку чувствуют себя в такой машине как дома, и не вызывают диссонанс между своим внутренним я и внешними атрибутами.

Динамичный кузов: - низкий кузов, крутые линии, ярко выраженные объемы моторного отсека, резко наклоненные линии, кузов красив в движении, автомобиль напряжен, он ждет команды. Для тех кому не хватает острых ощущений, для кого эмоции главное удовольствие в жизни, выбирают "хищников" среди железных коней.

Общий вывод: прямая линия, скругленные края, тупые углы - спокойствие, стабильность, резкие, ломанные линии, острые углы - динамика, агрессия.

2. Передняя оптика - это первое что видит на дороге другие участники движения, это вторые глаза владельца автомашины, ведь именно так на подсознании мы воспринимаем перед автомобиля (историческая составляющая в отношении). Повальная тенденция за редким исключением в дизайне передней оптики - избыточная агрессия, построенная на понятной языке для человеческого подсознания, языке ассоциаций. К сожалению буквализм в стремлении добавить максимум агрессии в облике передка автомобилей привел к примитивизации инструментов дизайнера - большие "зрачки", хмурые "брови", в добавок зубастая решетка вот и всё. Пример почти гениального и не понятого решения в большинстве - Ниссан Джук, где путают "глаза" автомобиля с "бровями", не видя что головная оптика - две крупных круглых фары всего лишь подчеркнуты линиями блока габаритов и поворотных ламп. Тем не менее именно российским покупателями горячо встречаются автомобили именно со "злым" выражением передней оптики, и в силу личных комплексов, общей ментальности, отчасти движимые стадным инстинктом люди предпочитают именно машину со "злой мордой", как некий оберег помогающий в конфликтных ситуациях на дороге, например когда надо припугнуть "оппонента". В Россией это чаще решающий мотив при выборе личного автомобиля.

3. Задняя оптика - визитная карточка отдельных производителей (ДаймлерБенц, БМВ, Феррари, Кадиллак..), которая как правило не вызывает каких либо ассоциаций с животным миром, а только с самим производителем, для многих других производителей, в частности азиатских, каких либо глубинных смыслов в оформление задка в принципе дизайнеры не вкладывают.

4. Декор - внешний декор, есть два вида - он есть, его нет. Если есть - хром. Чем больше хрома, тем богаче, убеждение не часто встречающееся, но пронизывающее все слои автолюбителей - от пенсионеров до золотой молодежи, это отражение нашей истории, рассмотренной ранее - "знатная" кибитка в разделе "исторические корни" должна быть видна за долго!

5. Колеса - не даром, еще называют "обувью" машины, по ней встречают, именно диски способны подчеркнуть нужные линии в экстерьере и оттенить спорные ньюансы во внешнем виде, придать спортивные нотки в характере облика. Размер имеет значение - мощные, сугубо спортивные автомобили и премиум-машины абсолютно всегда снабжены колесами большого диаметра, это единственное правило в дизайне автомобиля не имеющее исключений - чем больше, тем дороже и престижнее. Чем на данный момент пользуются производили бюджетных автомобилей, в сознании покупателя машина с большими дисками выглядит "дороже".

6. Цвет - каждый цвет имеет свой ассоциативный ряд. Почему популярен черный цвет, но не пользуется спросом синий, зеленый, особенно желтый? Почему тогда популярен красный, ведь он также ярок как и предыдущие описанные цвета? Не беря во внимание экстравагантные творческие личности, цвет для адекватного владельца - серьёзный и сильный инструмент выражения себя, и с ним шутить чревато, поскольку не видно порядок ли у вас в салоне, чистые ли у вас брюки, и как от вас пахнет, но цвет моментально считывается окружающими и выдается своё клеше, выстраивается соответствующая модель взаимоотношения с вами, рассматривая российские реалии - есть следующие цвета популярные у нас:

1. Черный - исторические и социальные предпосылки, символ агрессии, силы.

2. Красный - скорее навязанный производителями цвет, поскольку у каждого концерна есть красный в ограниченной палитре оттенков, и он зачастую самый насыщенный и энергичный.

3. Серебристый - стандартный выбор "человека из толпы", абсолютно нейтрален, не вызывающий никаких ассоциаций не связанных с самим автомобилем, выбор того, кто хочет слиться с ландшафтом.

4. Белый - для машин бюджетного класса, стандартный за который не надо доплачивать и при этом весьма выразителен, белый цвет зачастую подчеркивает кузов в более выигрышном свете, скрадывает излишнюю угловатость, диспропорции основных объемов, такую побочную роль выполняет и черный, данные цвета способны на оптические иллюзии, не зря люди неспособных интерпретировать действие цвета на общее восприятие, справедливо утверждают - эта машина хороша только в белом/черном цвете. Для автомобилей премиум-сегмента - белый - цвет торжества, отрешенности от унылой действительности, царский цвет (цвет неба, свадьбы, торжества..).

5. Синий - схож по своей роли с серебристым.

6. Зеленый - цвет травы, листьев, леса, очень далек от динамичной, асфальтовой напористой атмосферы бетонных джунглей, диссонирует с современной ролью автомобиля в повседневной жизни.

7. Желтый, фиолетовый, необычные оттенки других цветов - удел меньшинства, желающего выразить себя эпатажем окружающих себя людей, также стоит упомянуть что машины выкрашенные в данные оттенки имеют более низкую ликвидность на вторичном рынке.

На данный момент основной тренд в колористике современных цветов - тонкие, сложные оттенки описанных цветов, поскольку классические оттенки попросту надоели покупателям.

Подитог: российский покупатель любит крупный, приземистый автомобиль на больших колесах в контурах которого видна сила, мощь, агрессия, черного, серебристого, красного, белого цветов, основной мотив при выборе - повышение социального статуса в глаза общества, чувство защищенности и уверенности в себе (комплекс "маленького человека").