дома нескучно
Как весело и с пользой пережить самоизоляцию

«Жертвоприношение» — оpus magnum великого русского режиссера

9 November 2019

«Жертвоприношение» последний фильм снятый «поэтом в кино» Андреем Тарковским. Съёмки фильма происходили в Швеции с иностранными актёрами. Похожий опыт у Тарковского уже был со съёмками фильма «Ностальгия», однако главную роль в «Ностальгии» исполнял известный советский актёр Олег Янковский.

«Жертвоприношение» во всех смыслах можно считать «лучшей работой» Тарковского и не только потому, что данная картина стала последней в его творчестве. Этот фильм является логическим завершением рассуждений режиссёра о мире и месте человека в нем. Каждый из фильмов Андрея Тарковского является, словно продолжением мысли предыдущего, несмотря на разных персонажей, события, в которые они попадают и временные рамки происходящего. Так, «Жертвоприношение» представляет собой ответ на ранее задаваемые Тарковским вопросы. Многие пытаются связать тему, поднимаемую в последнем фильме режиссёра с его болезнью (в 1985 году врачи диагностировали у Тарковского рак лёгких), однако к тому моменту фильм уже находился на завершающей стадии.

Фильм начинается с диалога, а если точнее с монолога, отца (Александра) и его маленького сына у посаженного ими дерева, где отец рассказывает мальчику библейскую притчу о том, как Иоанн поливал сухое дерево, пока оно не покрылось зеленью. Поясняя, что если бы люди выполняли какое-то действие каждый день, то мир бы изменился.

С самого начала становиться понятно, что Александр находится в кризисной ситуации, он много размышляет о человечестве, правде, вере, что выливается в его разговоры со своим обожаемым и временно немым сыном (мальчик перенес операцию на связках). Действие картины разворачивается в день рождения Александра, поэтому в его доме собирается небольшая компания из его друзей и семьи.

Как и в других картинах Тарковского, действие фильма неоднородно: объективная реальность сменяется вкраплениями снов и предчувствий главного героя – эти переходы в фильме показаны с помощью цвета (реальность – цветная, сны – черно-белые, предчувствия – тусклые, коричневатые тона). Изначально зритель видит объективную реальность, где происходит знакомство со всеми персонажами и празднование дня рождения Александра; затем картина сменяется предчувствием главного героя (некое трансцендентное состояние, в котором Александр видит подсказку, чем ему придется пожертвовать). После этого герой видит сон о ядерной войне, в котором он дает обещание Богу принести в жертву самое дорогое, что у него есть, лишь бы все вернулось на свои места. Друг Александра – Отто убеждает его, что для спасения всех людей главный герой должен обратиться за помощью к ведьме Марии, которая является служанкой в доме Александра. Далее состояния меняются, пока снова не переходят в реальность, где Александр понимает, что все это было сном, но все же, герой решает исполнить свое обещание и приносит в жертву самое дорогое – свой дом.

Выбор объекта, которому суждено стать жертвой не случаен, так как образ дома для режиссера это фундамент для человека, ведь дом прочно связан с мировосприятием, семьей и детством. Этот образ встречается во всех картинах режиссёра. Сам Тарковский часто говорил, что понятие дома связано у него с детством, а опыт, приобретаемый в детстве считал основой формирования личности.

Через мысли персонажей, в особенности через монологи Александра, Андрей Тарковский передает свои размышления и опасения насчёт жизни человека.

Цитаты из фильма:

«Каждый подарок несёт в себе жертву, иначе какой же это подарок?»

Отто считает, что подарок представляет собой нечто ценное, что человек отрывает от своего сердца и преподносит другому человеку.

«Когда двое любят, делают они это по-разному. Один из них сильный, а другой слабее. И тот, кто слабее всегда любит безоглядно, без какого-либо расчета».

Эти слова произносит Аделаида (жена Александра) в его сне, после них становится понятно, что любовь это тоже своего рода жертва принесённая кому-то.

«Человечество идёт не тем путём – путём очень опасным…Человек всегда защищался от других людей, от природы, частью которой сам является. И он постоянно насиловал природу, а результат этого – цивилизация основанная на насилии, власти, страхе и зависимости. И весь этот, так называемый, технический прогресс служил только одному – получению всевозможных удобств.
... Каждое достижение научного прогресса мы немедленно превращаем во что-то недоброе».

Монолог Александра показывает его обеспокоенность победой материального мира над духовным. Его интересуют такие вопросы как: Куда же движется человечество? Какова личная ответственность каждого человека перед обществом? И чем ради этого он должен пожертвовать?

В произведениях Андрея Тарковского всегда подчеркивалось значение природы, ведь в его фильмах она играет, чуть ли не ключевую роль. Пейзажи в фильмах это не только красивые кадры, но и передача настроения персонажей. Природа представляется как что-то неподдельное и искреннее, именно поэтому духовность персонажей зачастую связана с ней.

Сам режиссер говорил, что в этом фильме он хотел показать,что человек может восстановить свои связи с жизнью посредством обновления тех оснований, на которых зиждется его душа.

«Жертвоприношение – это то, что каждое поколение должно совершить по отношению к своим детям: принести себя в жертву»
Андрей Тарковский.