Найти в Дзене

Как быстро научить ребенка разбирать предложение по членам

Оглавление

Разбор предложения по членам - одна из самых неприятных тем в начальной школе. В этой статье поговорим о том, как научить ребенка правильно разбирать предложения по членам.

Главные члены предложения

Нам, взрослым, кажется, что все достаточно просто. Подлежащее - это имя существительное. Глагол - сказуемое. И мы искренне не понимаем, в чем сложность. 

Бывает так, что мама говорит, что занимается с ребенком, она ему подсказывает, а ребенок все равно не может найти в предложении подлежащее. Спрашиваю, как мама подсказывает. Она говорит: "Где в предложении существительное?".
Поэтому ребенок и не понимает. В предложении может быть несколько имён существительных.

Когда мы ищем подлежащее, то задаём вопрос: "О чём (или о ком) это предложение?"

И от подлежащего задаём вопрос к сказуемому.

Иногда дети сначала находят сказуемое. Как правило, его найти легче. Но это неправильно. Сначала нужно найти подлежащее.

Например, нам нужно разобрать по членам предложение Кошка спит в кресле.

Спрашиваем у ребенка, о ком говорится в этом предложении. О кошке. Задаём вопрос к слову кошка. Кто? Кошка. Это подлежащее. Подчёркиваем одной чертой. Кошка что делает? Спит. Спит- это сказуемое. Подчёркиваем двумя чертами.

-2

Главные члены предложения, грамматическая основа предложения, подлежащее и сказуемое. Как в этом разобраться? 

Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения. Почему? Потому, что без них предложения не будет. Возьмём предложение. Кошка спит в кресле.

Если мы уберем из предложения все слова, кроме подлежащего и сказуемого, то получится предложение Кошка спит. Это предложение? Да. Потому, что это это законченная мысль. Нам понятно, что речь о кошке и что она спит.

Если же мы уберем из этого предложения подлежащее и сказуемое, то получится " в кресле". Являются эти слова предложением? Нет.

Подлежащее и сказуемое называют главными членами предложения потому, что в них содержится основная мысль. Без них предложения не получится. Поэтому их ещё называют грамматической основой предложения. Хорошо, когда ребенок понимает все 3 формулировки и умеет с ними работать.

Как объяснить второстепенные члены предложения

Если с главными членам предложения проблем к 3 классу, как правило, не бывает, то со второстепенными членам все сложнее. 

-3

Тем не менее, запомнить их не так уж и сложно. Смотрите. Определение выражено именем прилагательным или местоимением.

Дополнение отвечает на вопросы всех косвенных падежей. Т.е. на вопросы всех падежей, кроме Именительного. Если ребёнок знает падежи, то он знает и вопросы дополнения.

Таким образом, остаётся выучить только вопросы обстоятельства.

Порядок разбора предложения по членам

Разберём по членам предложение Жёлтые розы распустились в саду.

1. В предложении говорится о розах. Что? Розы. Розы- подлежащее. Подчёркиваем одной чертой.

2. Розы что сделали? Распустились. Распустились - сказуемое. Подчёркиваем двумя чертами.

-4

Выписываем словосочетания.

3. Розы какие? Жёлтые. Жёлтые- это определение. Подчёркиваем волнистой линией.

4. Распустились где? В саду. В саду- это обстоятельство. Подчёркиваем точкой и пунктирной линией.

-5
-6

Наверное, у многие может возникнуть вопрос. Как правильно спросить: распустились (где?) в саду или распустились (в чём?) в саду?

Когда к слову можно задать два вопроса (вопрос дополнения и вопрос обстоятельства), то слово является обстоятельством. Поэтому в нашем предложении слово "в саду" - обстоятельство.

Делитесь своим мнением в комментариях, подписывайтесь на мой канал
Что-то пошло не так, и нам не удалось загрузить комментарии. Попробуйте ещё раз
Рекомендуем почитать
Учителя приходят в школу не учить детей, а проверить, как научили родители
На днях мне попался дневник с такой заметкой от родителей, адресованной учителю. Просто крик души мамы. И куча комментариев к ней с общим содержанием: "Учителя сейчас не учат и не хотят учить, они только проверяют, как дома научили родители". И вот тут, честно вам скажу, у меня внутри всё переворачивается. С одной стороны, понятно, почему такой вопрос может возникнуть. С другой – ведь это же так несправедливо и так обидно, когда про нашу работу так думают. Давайте я вам сегодня по душам расскажу, как это на самом деле происходит, и что мы, учителя, вообще думаем по этому поводу...
На ребенка жалуются в школе: советы родителям, как себя вести
Меня как родителя пару раз вызывали в школу на беседу, и мне знакома смесь тревоги и раздражения от предстоящего разговора. Рассказываю, как подготовиться к визиту, стоит ли волноваться и можно ли вообще никуда не ходить. Многое зависит от того, как именно родителей вызвали в школу. Если позвонили, написали в мессенджере или передали просьбу прийти через ребенка — выдыхайте. Вас ждет обычный разговор. В принципе, на него можно вообще не ходить. Если на ребенка написали докладную и вас вызывают официально — тут все серьезно...
Учитель снижает оценки ребенку за почерк: придирается или это допустимо? Что делать родителям в такой ситуации
Учительница завалила моего ребенка тройками и все из-за неразборчивого почерка. Сын учится в третьем классе. Он решает все примеры и пишет упражнения по русскому без ошибок, но выше чем «четыре с минусом» или «тройки» она ему не ставит. Мол почерк неаккуратный, буквы заезжают за поля и пр. У ребенка уже пропало всякое желание учиться – какой смысл стараться, если все равно тройку поставят. Хочу пойти поговорить с учителем и как-то повлиять на нее. На какие законы, которые регулируют выставление...
Документы, вакансии и контакты