Сравниваю учебники по русскому языку за 1949 и 1953 год с современными. Правда ли, что программа стала сложнее? Мнение учителя

17 February

Родители часто говорят, что современная программа начальной школы стала сложнее. Так ли это? Я нашла два советских учебника по русскому языку за 3 класс. Это учебник Н. А. Костина (1949 год) и учебник В.Г. Полякова, В. М. Чистякова(не Путайте с современным учебником Поляковой) 1953 года. Давайте сравним их с современными учебниками по русскому языку и посмотрим, так ли изменилась программа.

Сравниваю учебники по русскому языку за 1949 и 1953 год с современными. Правда ли, что программа стала сложнее? Мнение учителя

Начнем с содержания

Давайте посмотрим, что проходили в 3 классе в те годы:

Сравниваю учебники по русскому языку за 1949 и 1953 год с современными. Правда ли, что программа стала сложнее? Мнение учителя
Сравниваю учебники по русскому языку за 1949 и 1953 год с современными. Правда ли, что программа стала сложнее? Мнение учителя
Сравниваю учебники по русскому языку за 1949 и 1953 год с современными. Правда ли, что программа стала сложнее? Мнение учителя
Сравниваю учебники по русскому языку за 1949 и 1953 год с современными. Правда ли, что программа стала сложнее? Мнение учителя
Содержание учебников для 3 класса советской школы

Содержание обоих учебников за 3 класс соответствует содержанию современных учебников за 4 класс. И даже последовательность тем не особо изменилась.

Сравниваем учебники

Давайте сравним советские и современные учебники на примере темы "Неопределённая форма глагола". Мне интересно введение в тему. Правила и первые упражнения.

Учебник Н. А. Костина

Автор учебника даёт подробное объяснение, показывая на примерах, что такое неопределённая форма глагола.

Учебник Костина, 1949 год
Учебник Костина, 1949 год

Учебник В.Г.Полякова, В. М. Чистякова

Здесь авторы сразу дают правило и упражнения на отработку этого правила. Правило в учебнике Полякова мне понравились больше. А вот сами упражнения больше понравились в учебнике Костина.

Учебник В. Г. Полякова, В. М. Чистякова, 1953 г.
Учебник В. Г. Полякова, В. М. Чистякова, 1953 г.

Современные учебники

Давайте посмотрим два самых распространенных современных учебника по русскому языку.

Учебник В. П. Канакиной (УМК "Школа России").

Фрагмент из учебника В. П. Канакиной, 4 класс
Фрагмент из учебника В. П. Канакиной, 4 класс

Автор пытается подвести к новой теме в первом упражнении. Я считаю это задание неудачным. Потому, что дети еще не знают,что у глагола в начальной форме нельзя определить время. Им ничто не мешает сказать, например, что глагол "определить" стоит в настоящем времени. Да, начальную форму глагола проходили в 3 классе. Но мы смотрим сейчас структуру учебника.

Мне не нравится введение в тему и не нравится правило. В нем достаточно поменять вторую и первую часть местами, чтобы все было понятно.

Мне немножко обидно, что программу "Школа России" часто называют слабой из-за учебника по русскому языку. Поэтому я покажу, как эта же тема давалась в учебнике Т. Г. Рамзаевой, которая раньше входила в эту программу.

Фрагмент учебника Рамзаевой Т.Г.
Фрагмент учебника Рамзаевой Т.Г.
Сравниваю учебники по русскому языку за 1949 и 1953 год с современными. Правда ли, что программа стала сложнее? Мнение учителя
Фрагмент учебника Рамзаевой Т.Г.

Учебник Л.Ф. Климановой (УМК " Перспектива")

Учебник Л. Ф. Климановой . УМК "Перспектива"
Учебник Л. Ф. Климановой . УМК "Перспектива"

Я уже рассказывала, что считаю этот учебник хорошим. Смотрите, через постановку вопроса в первом упражнении автор подводит к правилу. В правиле все четко и понятно. Потом идет упражнение на отработку этого правила. Начальную форму глагола по УМК "Перспектива" изучают в 3 классе. В 4 классе к этой теме не возвращаются.

Вывод

Если сравнить содержание программы советских учебников за 3 класс и современных учебников за 4 класс, то можно сделать вывод, что программа изменилась незначительно. Как проходили правописание безударных падежных окончаний или состав слова, так его и проходят. К сожалению, изменилось количество часов, которые выделяются на предмет.

Я часто вижу в комментариях фазы о том, что нужно вернуть советские учебники и т. д. Но образование в то время - это не только учитель и учебник. Отношение было другим. Может быть, стоит сначала вернуть его? В советское время ребенку говорили, что учиться - его обязанность. Учеба была его зоной ответственности.

Делитесь своим мнением в комментариях, подписывайтесь на мой канал