Найти в Дзене
Калейдоскоп Х-фактов

Уникальный флот, который мы потеряли навсегда.

Космический флот СССР или Служба космических исследований Отдела морских экспедиционных работ АН СССР (СКИ ОМЭР) - подразделение, подчинённое Академии наук СССР (формально) и Министерству обороны СССР (фактически), имевшее в своём ведении научно-исследовательские суда, предназначенные для обеспечения космических программ СССР.

С началом космической эры, с запуском первых искусственных спутников земли, а в последствии и появлением пилотируемых космических аппаратов, возникла острая необходимость постоянной связи с ними и контроля за работой всех приборов, установленных на борту.

С этой целью, начиная с 1956 г. на территории СССР начала разворачиваться сеть наземных командно-измерительных пунктов. Позднее их стали называть — "научные измерительные пункты" (НИП).

Однако, из 16-ти суточных витков, видны были только 10, остальные 6 находились вне радиовидимости с территории СССР. Поясню - один виток вокруг земли равен примерно полутора часам. Таким образом, в течение 9-ти часов, связи с космическими аппаратами не было. Не видна была НИПам и бо́льшая часть траектории над Атлантикой, где должны были выполняться ответственные операции — стыковки-расстыковки космических аппаратов, торможение и спуск космических кораблей, а также "второй старт" — вывод межпланетных космических станций с промежуточной орбиты на заданную траекторию.

И тогда, к началу 1960-х годов, специалистами из Центра Управления Полетами (ЦУП) было найдено элементарное решение по постоянному контролю за космическим аппаратами. Необходимо было разместить в океане такие же НИПы, но "плавучие". Назрел вопрос о создании специализированных судов, способных поддерживать радиосвязь с экипажами космических кораблей, выполнять наблюдение и управление космическими аппаратами. С этой целью в срочном порядке на трех торговых судах Министерства морского флота СССР: "Ворошилов" (с 1961 г. переименован в "Ильичёвск"), "Краснодар" и "Долинск" была установлена телеметрическая радиоаппаратура. В августе 1960 года эти суда вышли в свои первые рейсы.

Однако, до 1967 года подобные суда, находясь под флагом СССР, выходили в рейс под легендой судов снабжения рыболовного флота. Личный состав экспедиций оформлялся в составе экипажа, специальная техника в формуляре судна не указывалась. В результате такой скрытности любой заход в порт мог привести к неприятностям и провокациям. Так, в разное время под арестом в иностранных портах захода оказывались суда Ильичёвск", "Ристна", "Кегостров".

В июне 1967 года было официально опубликовано сообщение ТАСС "О создании в составе отдела научного флота Академии наук СССР подразделения научно-исследовательских судов для изучения верхних слоёв атмосферы и обеспечения полётов космических объектов, пилотируемых кораблей и межпланетных автоматических станций". На всех кораблях был поднят вымпел Академии наук СССР и они при всех внешних сношениях с портовыми властями и в прессе стали именоваться научно-исследовательскими судами АН СССР, сокращенно НИС. Распоряжением президиума АН СССР от 4 ноября 1970 г. № 34-1466 при Отделе морских экспедиционных работ была создана "Служба космических исследований" — СКИ ОМЭР АН СССР. В связи с чем Отдельный Морской Командно-измерительный Комплекс (ОМ КИК) приобрёл своё открытое наименование.

Началось строительство специальных судов - кораблей Космического флота СССР. Всего было построено 7 новых судов и еще 4 переоборудованы под суда космического флота, отвечающие всем требованиям СКИ ОМЭР АН СССР. К концу 1978 года флот СКИ ОМЭР насчитывал 11 судов, базировавшихся в Одессе и Ленинграде.

Порт приписки Одесса: "Космонавт Юрий Гагарин", "Академик Сергей Королев", "Космонавт Владимир Волков".

"Космонавт Юрий Гагарин" - флагман Космического флота.
"Космонавт Юрий Гагарин" - флагман Космического флота.
"Академик Сергей Королев" - второе по величине судно Космического флота.
"Академик Сергей Королев" - второе по величине судно Космического флота.
"Космонавт Владимир Комаров".
"Космонавт Владимир Комаров".

Порт приписки Ленинград: "Боровичи", "Кегостров", "Моржовец", "Невель", "Космонавт Владислав Волков", "Космонавт Павел Беляев", "Космонавт Георгий Добровольский", "Космонавт Виктор Пацаев".

"Боровичи".
"Боровичи".
"Кегостров".
"Кегостров".
"Моржовец".
"Моржовец".
"Невель".
"Невель".
"Космонавт Владислав Волков".
"Космонавт Владислав Волков".
"Космонавт Павел Беляев".
"Космонавт Павел Беляев".
"Космонавт Георгий Добровольский".
"Космонавт Георгий Добровольский".
"Космонавт Виктор Пацаев".
"Космонавт Виктор Пацаев".

В 1991 году рухнул Советский Союз. С его исчезновением, через некоторое время, прекратил свое существование и космический флот. С 1 апреля 1995 г., на основании специальной директивы генерального штаба, было прекращено финансирование ОМ КИК и СКИ ОМЭР перестала существовать.

Что же стало с уникальными космическими судами, некогда являвшимися гордостью страны, а работа на которых была почетна и ответственна.

В 1994 году судно "Космонавт Владимир Комаров" было продано на слом в Аланг (Индия).

В 1995 г. суда "Космонавт Владислав Волков","Космонавт Павел Беляев", "Космонавт Георгий Добровольский" и "Космонавт Виктор Пацаев" были переданы из ведения Министерства обороны в Российское космическое агентство (Роскосмос). В последствии в 2000 г. суда "Космонавт Владислав Волков" и "Космонавт Павел Беляев" разобраны на калининградском судоремонтном заводе «Судоремонт-Балтика», а судно "Космонавт Георгий Добровольский" в 2006 году, сменив название на "Cosmos", ушло своим ходом на слом в Аланг (Индия).

В 1996 г. суда "Космонавт Юрий Гагарин", "Академик Сергей Королёв", доставшиеся после распада СССР в 1991 году Черноморскому морскому пароходству (Украина), сменили названия на "АГАР" и "ОРОЛ" и были проданы на слом в Аланг (Индия).

Аланг (Индия ). На переднем плане флагман  космического флота СССР  судно "Космонавт Юрий Гагарин", частично распиленное на металлолом, а за ним в очереди ждет своей участи второе по величине судно  космического флота "Академик Сергей Королев".
Аланг (Индия ). На переднем плане флагман космического флота СССР судно "Космонавт Юрий Гагарин", частично распиленное на металлолом, а за ним в очереди ждет своей участи второе по величине судно космического флота "Академик Сергей Королев".

К настоящему времени (2019 год) осталось существовать лишь одно судно "морского космического флота" — "Космонавт Виктор Пацаев", стоящее в порту Калининграда у причала Музея Мирового океана. На борту судна частично сохранено оборудование приёма телеметрической информации. В июле 2016 года, приказом министра культуры РФ, судно внесено в единый государственный реестр объектов культурного наследия народов России федерального значения.

Вот так, некогда Великая и могучая Держава, навсегда потеряла свой уникальный космический флот.

В заключение хочу добавить, что я сам работал на одном из этих судов и совершил несколько рейсов. Хорошо знаю людей, отдавших треть своей жизни работе на данных кораблях и которые без слез и валидола не могут вспоминать о печальной судьбе каждого из них. Грустно и обидно.

Благодарю за внимание.

Что-то пошло не так, и нам не удалось загрузить комментарии. Попробуйте ещё раз
Рекомендуем почитать
Гранатомётчики корабля
Валерий Махатков Наш корабль находился на боевой службе в Средиземном море. Более года мы бессменно выполняли свои специфические задачи, постоянно перемещаясь с точки на точку. Точками назывались пронумерованные места якорных стоянок, разбросанные по всей акватории нейтральных вод. Постановку на якорь в этих точках нужно было согласовывать только со своим далёким начальством. Совершенно другое дело – присутствие в водах иностранного государства. Мало того, что нужно было заранее оповещать каждую...
Опасное задание. Торпедная атака.
Серёга Капитан Начало января 1990 года. Центральная часть Тихого океана. На границе между Восточным и Западным полушариями, на двадцать - десять градусов севернее экватора, занималось комплексными гидрографическими работами наше  белоснежное океанографическое исследовательское судно «Абхазия». Погодка стояла просто райская, ярко светило ласковое солнышко, штиль, красота. Синий океан вдали сливался с голубым небом, образуя далеко-далеко линию горизонта. В небе редко-редко увидишь белое облачко, улыбнешься ему, проводишь взглядом...
На флоте не "дембельнулся", а "сошёл с корабля"...
1. Борисов Иван поделился: "Помню, сначала нас привезли в Анапу, там царили скорее пограничные, чем морские порядки - Дежурный и дневальные по роте носили красные повязки с белыми надписями и пр. атрибуты. Находились там около месяца и в наряды, насколько я помню, не ходили. Поскольку мы были самым первым завозом, то подавляющую часть нашей команды, отправили в командировку в учебные отряды ВМФ, учиться на специальности, которые в Анапе не преподавали. Я попал в прославленный 1-й уч. отряд ВМФ, живописно раскинувшийся посреди полесских болот...
Следующая статья
Документы, вакансии и контакты