65 subscribers

Русская success story

"На западном побережье Австралии есть один залив который с давних времен называется Smirnoff Bay. Характерное наименование для тех затерянных на карте мира мест, не правда ли?

В национальном авиамузее Нидерландов на самом почетном центральном месте стоит довоенный лайнер Douglas DC-3 - рабочая лошадка авиакомпании KLM тех лет, в чью историческую ливрею он и облачен. Самолет не простой, а именной и назван он в память, как написано на бортах, Iwan. W. Smirnoff, что также не очень совпадает с фламандскими традициями имен и фамилий.

Еще интереснее, что эти два Смирноффа, удаленные друг от друга на половину земного шара, названы в честь одного и того же человека - урожденного в 1895 году бедного крестьянина Владимирской губернии Ивана Васильевича Смирнова.

История жизни этого человека, конечно, фантастическая. Отправившись из родной деревни добровольцем на фронт Первой мировой он из пехотинцев умудрился переучиться на летчика. Быстро зарекомендовав себя одним из лучших пилотов Императорского воздушного флота и сбив до 13 самолетов противника за полтора года не слишком регулярных полетов.

Смелость Ивана-летчика государство оценило по заслугам. Всего за три года военной службы Смирнов умудрился стать полным кавалером Георгиевского креста, а также удостоился орденов святого Георгия, святой Анны (двух степеней) и святого Станислава. И заодно поднялся по лестнице чинов от рядового до прапорщика. Неплохая карьера для крестьянина с образованием начальной церковно-приходской школы.

Когда в конце 1917-го года в русской армии наступил полный развал и бывшие нижние чины принялись заниматься самым важным делом - убийством офицеров, Иван Смирнов вместе с товарищами не стал дожидаться подобной чести и покинув расположение части, на поездах добрался с Западного фронта до Владивостока.
Оттуда достигнув кружным путем Европы он потом в Россию вернулся лишь раз - записавшись в 1919 году добровольцем в армию Деникина. Но прибыв в Новороссийск понял, что сделал это поздно, полное поражение было неминуемо, и вернулся обратно на первом же пароходе.

Получив в 1927 году резидентство Нидерландов и устроившись в авиакомпанию KLM Иван Смирнов в очередной раз быстро достиг признания своего мастерства. Именно он считался лучшим летчиком авиакомпании и именно русскому пилоту поручили открывать первые дальнемагистральные рейсы национального перевозчика в Голландскую Ост-Индию (ныне Индонезия). Там же, позже, его застала и Вторая мировая война.

Когда угроза оккупации островов японцами стала очевидной Иван принялся вывозить на своем "Дугласе" граждан Нидерландов в Австралию.
Во время одного из таких рейсов уже на подлете к аэродрому назначения самолет Смирнова атаковали три японских истребителя. Несмотря на массу попаданий и горящий двигатель раненый пилот смог ввести коммерческий "Дуглас" в боевое пике и на время оторвавшись от преследования приземлился на песчаном пляже. Позже это место назовут заливом Смирнова, а пока, после того как Ивана и прочих выживших эвакуировали австралийцы, к русскому пилоту в Мельбурне пришла полиция с интересным вопросом: "а где, собственно, алмазы на 300 тысяч долларов (сейчас это миллионов 15)?".

Оказывается, перед вылетом командиру судна вручили небольшой сверток весь перемотанный сургучными печатями и не говоря про содержимое попросили передать представителю Национального банка Австралии.

Смирнов понятия не имел где эти самые алмазы, полагая, что их смыло волной во время спешной высадки из самолета вместе с прочими вещами. От летчика отстали, но оставили на всякий случай под наблюдением.
Спустя какое-то время время утеря начала всплывать. Первым попался местный бродяга, у которого нашли алмазы в карманной солонке. Он то и раскололся заявив, что бредя с товарищами по пустынному берегу наткнулся на брошенный самолет, а в нем на заветный пакетик. Что-то из содержимого эта веселая компания быстро продала, а прочее заныкала по разным местам, причем уже никто не помнил где именно, Позже часть алмазов случайно находилась тот тут, то там, но большая доля до сих пор не обнаружена.

Кстати, самый гуманный австралийский суд бродяг не наказал, не найдя в их действиях злого умысла. Но главное были сняты все подозрения с Ивана Смирнова.
После войны русский пилот продолжал до самой пенсии летать за "Королевские авиалинии Нидерландов". Пока по состоянию здоровья в 1949 году не оставил штурвал, перейдя на почетную должность главного консультанта авиакомпании. И получив рыцарское звание от Королевского дома страны.

Скончался Иван Смирнов в 1956 году на испанском острове Майорка. А мог бы давно лежать в сырой земле под Каменец-Подольским, расстрелянным революционным трибуналом всего лишь за то, что был смелее и умнее других".

История, которую я взял из поста Dmitry Fedorov в Фейсбук.

Русская success story