🎌 Кто носит корзину на голове? Японские странники Комусо 🎌

1 October 2019
298 full reads
2 min.
450 story viewsUnique page visitors
298 read the story to the endThat's 66% of the total page views
2 minutes — average reading time

XIII век. Япония. Власть в стране завоевывает Минамото-но Ёримото, и впервые в истории Японии создает правительство самураев – сёгунат Камакура.

Пока самураи завоевывают провинции, буддизм завоевывает сердца. Самураи и люди низших сословий проникаются духом буддизма и принимают обеты монахов или мирян.

Минамото но Ёримото. 1179 год, роспись по шелку.
Минамото но Ёримото. 1179 год, роспись по шелку.
Минамото но Ёримото. 1179 год, роспись по шелку.

Монахи секты Фукэ

В тоже время, монах Какусин путешествует по Китаю, изучает дзен-буддизм и музыку. По возвращению в Японию, он странствует по стране и игрой на бамбуковой флейте призывает всех к просветлению. В 1245 году, Какусин основывает буддистскую секту Фукэ-сю — выражение идеи просветления через музыку.

Монахи пустоты
Монахи пустоты
Монахи пустоты

Отказ от собственного Я

После войны за власть в Японии, в ряды секты вливалось множество ронинов — самураев без хозяина и дела в жизни. Последователям Фукэ-сю выдавали экстравагантное одеяние и флейту сякухати. Тростниковая шляпа-корзина Тэнгай в переводе с японского «крышка неба» стала символом отрешенности и отказа от собственного «Я». Она скрывала лицо монаха от любопытных глаз и с помощью специального плетения защищала от дождя. Странный головной убор позволял бывшим самураям примириться с собственной гордостью и оставаться анонимными, прося милостыню игрой на флейте.

Шляпа Тэнгай — отличительная черта монахов Комусо
Шляпа Тэнгай — отличительная черта монахов Комусо
Шляпа Тэнгай — отличительная черта монахов Комусо

Монахов стали звать «комусо», с японского «монахи пустоты». Они странствовали неопознанными, под защитой своих шляп-корзин, и зарабатывали на пропитание исполнением простых произведений или шпионажем для высших лиц и военных. Секта Фукэ-сю становится прибежищем для отверженных: ронинов, разбойников, нищих.

Сякухати

Некоторые монахи действительно стремились к просветлению. Главным инструментом практики служила бамбуковая флейта сякухати. Сяку 尺 - японская мера длины, равная 30.3 см. Стандартная длина флейты 1.8 сяку это 55 сантиметров. «Хати» с японского переводится как «восемь». Вот и флейту назвали дословно: «один сяку восемь».

Флейты сякухати из корневого бамбука Мадаке
Флейты сякухати из корневого бамбука Мадаке
Флейты сякухати из корневого бамбука Мадаке

Наиболее ценными считаются флейты из бамбука сорта Мадаке. Полый канал внутри стебля бамбука похож на песочные часы и почти не требует обработки. На флейте можно играть сразу, как сделаны отверстия для пальцев.

У сякухати всего 5 отверстий. Это отличает её от классических и других этнических флейт. Например, у блокфлейты 8 отверстий, у индийской бамбуковой флейты бансури — 7.

Зажимая отверстия попеременно, можно извлечь 5 нот. Чтобы сыграть остальные ноты, нужно особым образом наклонить голову и изменить дыхание.

Звучание сякухати невозможно спутать с другими флейтами. Оно глубокое, напоминает шум ветра и оставляет после себя тишину.

Дзадзен и суйдзен

Для достижения просветления дзенские монахи практикуют дзадзен «сидячий дзен». Эта медитация для успокоения тела и разума. Монахи секты Фукэ практиковали суйдзен «дующий дзен»: они играли на флейте и переживали на собственном опыте буддийскую философию срединного пути — не громко и не тихо, сосредоточение и практика. Мелодия сливалась с дыханием исполнителя и становилась с ним единым целым.

Одной из духовных практик на флейте было повторение самой низкой ноты – «Ро». Иногда монахи не разучивали пьесы, а играли эту единственную ноту в течении всей жизни.

Запрет школы и наши дни

В 1871 году секту Фукэ закрыли. Этому послужила реставрация Мейдзи: свержения власти сёгуната и восстановления прямого правления императорского двора. Новое правительство боролось за обновление Японии и создание современного общества. К тому моменту секта отдалилась от духа буддизма и стала сборищем бандитов и нищих.

Для сохранения традиций игры на сякухати в 1890 в Киото появляется организация Мёан Кёкай, которая до сих пор бережно сохраняет и распространяет музыкальные традиции монахов с соломенными шляпами на голове.

Театрализованное шествие монахов Комусо в Киото
Театрализованное шествие монахов Комусо в Киото
Театрализованное шествие монахов Комусо в Киото