Мотивация, самоэффективность, намерение

https://cdn.pixabay.com/photo/2017/03/06/10/23/say-yes-to-the-live-2121044_960_720.jpg
https://cdn.pixabay.com/photo/2017/03/06/10/23/say-yes-to-the-live-2121044_960_720.jpg

Мотивация
Помимо понимания того, как должно выглядеть здоровое питание, важно учитывать факторы, которые могут повлиять на то, в какой степени кто-то оценивает рекомендации по питанию как личные и чувствует себя приверженным здоровому питанию. Мотивация или приверженность связана, например, с убеждениями о последствиях того или иного поведения: воспринимаемые выгоды, когда кто-то может скорректировать свое поведение в еде и воспринимаемый личный риск негативных последствий несоблюдения руководящих принципов.

Приверженность здоровому питанию также связана с социальной идентичностью человека как "здорового едока". Личность здорового человека и его само эффективность предсказывают здоровое поведение в еде или интернализация этого поведения и связанных с ним ценностей , т.е. внутренняя мотивация. Наконец, на основе обзора был сделан вывод о том, что мотивация к здоровому питанию связана с отношением или предпочтениями, связанными со здоровой пищей, особенно с теми, которые основаны на ожидаемых краткосрочных последствиях: люди, как правило, едят продукты, которые, как они ожидают, будут иметь хороший вкус и избегать продуктов, на которые они имеют негативные ожидания.

Самоэффективность
Ключевым когнитивным фактором здорового питания в обществе является
вера в собственную способность придерживаться здорового питания. Обычно это называется воспринимаемым поведенческим контролем, или самоэффективностью. Люди могут ощущать барьеры, которые снижают их ощущение возможности соблюдать здоровое питание. Такие барьеры включают отсутствие необходимых навыков для приготовления здоровой пищи, низкую доступность и высокие цены на здоровые продукты, а также время и усилия, необходимые для приготовления здоровых блюд. Действительно, некоторые исследования показали, что более высокая самоэффективность была связана с более высоким потреблением здорового питания.

Намерение

https://cdn.pixabay.com/photo/2015/11/06/13/23/friends-1027840_960_720.jpg
https://cdn.pixabay.com/photo/2015/11/06/13/23/friends-1027840_960_720.jpg

Вера в то, что здоровое питание имеет важное значение, наряду с обладанием необходимыми знаниями о том, как такое поведение может накапливаться, а может и не накапливаться в реальных намерениях употреблять здоровое питание. Под "намерениями" мы подразумеваем четкие планы на этот счет.
Важно отметить, что чем конкретнее намерение (например, "я планирую есть яблоко во время обеда", а не "я планирую питаться более здоровым"), тем больше вероятность того, что это будет связано с поведением. Тем не менее, взаимосвязь между намерениями и поведением не так сильна, как можно предположить. Наиболее убедительно это проявляется в мета-аналитических доказательствах "разрыва в намерениях поведения", в котором говорится о том, что изменение намерений в поведении в средних и крупных масштабах привело лишь к изменению поведения в малых и средних масштабах. Наблюдение о том, что намерение питаться здоровым питанием недостаточно для изменения поведения в еде, становится очевидным в обзоре предикторов потребления фруктов и овощей, в котором сообщается об относительно слабой ("наводящей") поддержке воздействия намерений на потребление фруктов и овощей. Одна из причин несоответствия между намерениями и поведением заключается в том, что намерения не всегда стабильны: они могут быть восковыми и ослабевать, а иногда даже сознательно откладываться, например, когда кто-то считает, что заслуживает приятного угощения. Другим важным объяснением разрыва между намерениями и поведением является то, что рациональные соображения могут быть отменены автоматическим влиянием, которое направляет выбор людей к нездоровым альтернативам. Например, если посмотреть на потребление нездоровой пищи, то роль намерений перевешивает сила привычек.

Автоматические и аффективные воздействия
В отличие от отражающих детерминантов, требующих умственных усилий для, автоматическое воздействие по определению не предполагает эффективной обработки, а основано на воздействующих, быстрых и автоматических процессах. Хотя эффективная обработка не всегда возможна, например, когда люди интеллектуально заняты другими вещами, автоматическая система обработки работает всегда. Это становится проблематичным, когда автоматическое влияние и рефлексивные соображения не соответствуют одному и тому же поведению, т.е. в контексте здорового питания, когда автоматическое влияние благоприятствует нездоровым решениям, а кто-то рационально предпочитает более здоровые варианты. В то же время, когда здоровое питание поддерживается автоматическими процессами (такими как здоровые привычки), тем более вероятным является "правильное" поведение. Мы фокусируемся на трех таких важных автоматических влияниях на поведение: привычки, неявные предпочтения и эмоции.