дома нескучно
Как весело и с пользой пережить самоизоляцию

Центры раннего развития – бич XXI века

9 November 2019

В комментариях к одной из предыдущих статей столкнулась с некоторыми любопытными мыслями, смысл которых сводится к следующему: 

- В детские центры детей водят «курицы», которые не в состоянии самостоятельно заниматься с детьми;

- Мозг детей не справляется с чрезмерной нагрузкой, что приводит к определенным неврологическим проблемам;

- Толку от посещения детских центров нет, чему там могут научить…

В связи с вышеизложенным захотелось порассуждать на эту тему и поделиться своим опытом.

Большинство кружков и развивающих занятий обходится недёшево. Поэтому, когда у меня родился первый ребёнок, я совсем не планировала водить его на какие-то занятия лет до трёх – четырёх. Решила, что справлюсь с его развитием сама. Изучала различные методики и применяла их на практике. Так уже в первые месяцы жизни я показывала сыну контрастные рисунки (точнее рисунки висели на холодильнике, стояли на пеленальном столе, а ребёнок их рассматривал, находясь рядом), потом вкладывала в ручки сенсорные мешочки (с разным наполнителем), по мере взросления рисовали пальчиками, лепили из соленого теста, играли с кинетическим песком, изучали в игровой форме цвета и другие «базовые понятия». Темп развития сына меня вполне устраивал. Почему же я все-таки решила водить его на занятия в детский центр в возрасте полутора лет?

Развития требуют не только интеллектуальные навыки, но и социально-коммуникативные. Это был первый ребёнок не только у нас с мужем, но и вообще во всей родне и в кругу наших друзей. Соответсвенно, тесного регулярного контакта с другими детьми у ребёнка не было. Когда к нему подходили другие дети на детской площадке, у сына начиналась истерика. Эта ситуация меня очень беспокоила, поскольку я уже задумывалась о том, как он в будущем пойдёт в садик, как пройдёт адаптация, смогу ли я благополучно выйти на работу…

Поэтому я решила создать сыну условия регулярного общения с одними и теми же детьми в моем присутствии. Идеальным вариантом мне показалось посещение развивающих занятий.

Не все занятия одинаково полезны. Программы совершенно разные, поэтому каждая мама имеет возможность выбрать детский центр, максимально удовлетворяющий потребности ее ребёнка.

Мы ходили на пробные занятия в разные детские центры. Я сразу отметала варианты, где полуторагодовалые дети все занятие должны были сидеть на стульчиках и выполнять какие-то задания: не тот возраст. Так же меня не устраивали занятия, на которых родители что-то активно клеили/рисовали/лепили вместо своих детей, потому что для них задания были слишком сложные. А на некоторых занятиях мне просто было неуютно находиться. 

Так на одном занятии мы сидели кружочком, отстукивая рукой ребёнка на ксилофоне и озвучивая: «Я – Петя». И вся группа стучала в ответ: «Привет, Петя!» дальше мама: «Я – мама Оля», и группа в ответ: «Привет, мама Оля!». И так каждый. Мне это напомнило встречи клубов анонимных алкоголиков из зарубежных фильмов. Не понравилось.

Какой же он, мой идеальный центр для малыша?

Там, где мне понравилось, малыши занимались, сидя вместе с мамами на коврике на полу или на подушках. Никто не требовал сидеть все занятие неподвижно, глядя в рот педагогу. Дети могли спокойно ползать, бродить по кабинету, а педагог привлекал внимание ребят звоночком, мыльными пузырями, игрушкой, надетой на руку или другими способами. Во время занятий мы с сыном много танцевали, выполняли упражнения на развитие крупной моторики: ходили или перелезали через препятствия, вылавливали сачком или удочкой предметы из тазика с водой, развивали мелкую моторику, засовывая ягодки в коробку через маленькую дырочку, работали с дыханием (сдували пёрышки), делали артикуляционную гимнастику, и в игровой форме изучали какие-то базовые понятия: цвета, формы, размеры, диких и домашних животных и т.п. Никто не насиловал детей сложной для их возраста информацией – английскому или чтению в полтора года их не обучали. (Допускаю, что есть и такие занятия, но мои потребности были другими). Что для меня было особенно важно, во время занятия было много перемен в отдельной игровой комнате, где помощник педагога приобщал деток к совместным играм.

Есть ли польза от таких занятий? Безусловно. Хотя ничего сверхъестественного там с детьми и не делали, регулярность занятий и системность тоже важны. А мамы могли почерпнуть для себя много новых идей. А самое главное, там мой сын научился общаться и играть с другими детьми. В садик он потом пошёл с удовольствием без слез.

К сожалению, когда я привела туда на занятия второго сына, обнаружила, что хозяйка пошла по пути получения  максимальной прибыли. Она сократила продолжительность занятия, убрав перемены, а так же упразднила помощников педагогов. Зато сделала больше занятий разных групп в течение дня. Можно было найти детский центр, придерживающийся системы, которая мне нравилась со старшим сыном, но я заметила, что даже в игровой форме среднему не интересно что-то изучать, больше нравятся активные занятия. Поэтому для него я выбрала занятия вида «бэби-фитнес». Сейчас, в три с половиной года, он знает меньше старшего брата в этом возрасте, зато с двух лет умеет кувыркаться и выполнять другие упражнения, которым старший научился намного позже. Я не заставляю детей заниматься вопреки их желаниям, но поддерживаю и развиваю их способности. Это не говорит о том, что я не занимаюсь развитием интеллекта среднего ребёнка. Занимаюсь, но не в рамках детского центра, а самостоятельно.

Что же касается старшего ребёнка, сейчас он учится в школе и посещает четыре кружка, которые выбрал сам. Я планировала два, потому что каждый кружок стоит денег, а детей у нас трое и вкладываемся в каждого, но сын просил, и я его поддержала, полагая, что разонравится – бросит. Пока ему все нравится, ходит с удовольствием. 

Я не жду от него каких-то успехов. Более того, уверена, что, например, в футболе, он не добьётся успехов, потому что, во-первых, у него вообще нет спортивных способностей, а во-вторых, профессионально заниматься спортом ему нельзя по состоянию здоровья, только на любительском уровне. Но раз ему нравится, не вижу ничего плохого в посещении занятий.

Задача родителей не заставлять детей чем-то заниматься для удовлетворения собственных амбиций, а помочь ребёнку найти то, что понравится ему самому и поддерживать его в этом.

А по поводу тех, кто негативно отзывается обо всех детских центрах, думаю, что они либо ни разу там не были и понятия не имеют, как проходят занятия, либо были в каком-то одном, который не соответствовал их ожиданиям, и сделали выводы обо всех.