10 334 subscribers

Как научить ребёнка принимать решения? Правила, границы, ответственность.

157 full reads

В продолжение разговора про важность дисциплины и правил для успешности детей, я хотела бы остановиться на том, что правила в целом жизненно необходимы детям.

Как научить ребёнка принимать решения? Правила, границы, ответственность.

Для начала небольшой тест.

Как часто вы советуетесь с ребёнком до 7 лет по вопросам:

Прогулки («Пойдем гулять или не пойдём?»)

Сна («Хочешь спать днём или нет?»)

Еды («Если ты хочешь есть, я накрою на стол?»)

Кружка/секции («Хочешь идти сегодня на гимнастику или нет?»)

Садика («Хочешь в садик или нет?»)

Если вы ответили «да», то есть, принимаете решение, опираясь на мнение ребёнка, то вы допускаете ошибку в его воспитании.

С прогулкой и едой ещё полбеды, но бывают случаи, когда родители спрашивают, хочет ли малыш брата или сестру? Или хочет ли поехать куда-то с новое место? Откуда он может знать, что такое зоопарк, музей или цирк, если он там не был? А если ребёнок скажет, что он не хочет брата или сестру, что вы будете делать?

Такие родители настолько застревают  в «попустительском» и слишком демократичном стиле воспитания, что даже не замечают, как их поведение абсурдно выглядит со стороны.

Ребёнок до 7 лет не может принимать ответственные решения. Он чаще всего сам не понимает хочет ли он спать, есть, гулять.

Есть режим, созданный родителями, и точка. Психике ребёнка в этих предсказуемых условиях максимально комфортно.

Вот предпочтительный сценарий установления правил:

 

У нас завтрак. Хочешь есть или нет - я в любом случае накрываю на стол всей семье. Если ребенок отказывается от еды, ничего страшного, проголодается к обеду. Он может выбрать из какой тарелки он будет есть или какое блюдо (при условии, что вам не сложно готовить еду на выбор). 

Перед обедом мы гуляем. Хочешь или не хочешь - прогулка нам нужна для здоровья. Поэтому одевайся. Не хочешь одеваться? Выбирай- или синие штаны, или красные. Если мама сама не хочет, и приняла решение как взрослый человек, что у неё не хватит сил на прогулку, она так и говорит - сегодня гулять не будем. А не спрашивает ребёнка его мнение. Потому что правила всегда за взрослым.

То же самое с тихим часом (лет до 4-5). Легли, создали все условия для сна. Не уснул, тогда ладно, уложим спать вечером пораньше. Но не спрашиваем - хочет он спать или нет. Отслеживаем сами по признакам усталости. И соблюдаем предсказуемый ритм дня.

Про кружок и садик, думаю, все понятно. Ребёнок будет говорить «нет», а вы будете идти ему на поводу и переворачивать иерархию в доме. Перевёрнутая иерархия означает то, что ребёнок будет  капризным, не будет считается ни с чьим мнением, взрослые не будут для него авторитетом, не будет понимать границы, не будет слушать с первого раза. Вследствие этого могут быть нарушения волевой сферы,  и 100% у него будут проблемы с ответственностью. Потому что родители УЧАТ принимать решения до 7 лет. Дают лишь маленькую свободу выбора по типу красных или синих штанов, но не более.

Больше скажу, что даже после 7 лет решение за родителем, просто с ребёнком действительно надо начинать советоваться.

Поэтому соблюдение правильной иерархии (когда главный взрослый, а не ребёнок), создание правил и адекватные возрасту вопросы для принятия решения, помогут вам вырастить воспитанного, психически устойчивого и ответственного ребёнка.

Скажите, какого подхода вы придерживаетесь в воспитании? Рассказать про разницу в стилях воспитания?