Герман Метелев - уральский леонардо

Друзья знакомлю вас с очередным легендарным уральским художником Германом Метелёвым.

Родился в 1938 году в г. Свердловск.  Живописец, монументалист, график, художник театра и кино, скульптор. В 1957 г. окончил Свердловское художественное училище, в 1963 г. —Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина в Ленинграде.

  Герман рано определился со своими будущими занятиями. В десять лет он поступил в детскую художественную школу. Уже тогда он не сомневался, что ему «после седьмого класса — только в художественное училище. После пяти лет обучения — только в институт им. И. Е. Репина, в Ленинград». В свердловском училище его педагогами были строгий и опытный Ф. Шмелев; молодой, только что вернувшийся в город после обучения в Харьковском художественном институте А. Казанцев, прошедший войну С. Бочкарев. Их уроки заметно повлияли на  профессиональный рост и развитие Герман. Здесь же он познакомился с будущей своей супругой – Зоей Малининой, учившейся на два курса младше.

Важной ступенью в судьбе художника стал Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина - знаменитая Академия художеств, куда Метелев поступил после окончания училища. Он учился на живописном факультете, она – на театрально-декорационном, его педагогом был известный ленинградский живописец В. Орешников, ее – прославившиеся еще в дореволюционные годы М. Бобышев и О. Сегал.

Герман Метелев вернувшись в Свердловск в 1967 году, он в заново открывает для себя Свердловск, проводя своего рода художественную «ориентацию на местности». Он рассматривает город с высоты, словно паря над ним вместе с голубями и аэропланом («Мой Свердловск», 1968): давно знакомые Метеогорка, телевышка, собор в Зеленой роще, жилые и заводские здания с зависшими над ними серпантинами дымов – все живет и дышит энергией, «прорастая» в небо, закручивающееся в динамичные спирали. Художник видит город в динамичных ритмах строительства, в постоянном изменении и развитии. Его девушки-малярши («Маляры», 1978), «взлетающие» под облака с красками и валиками, «зависают» над землей в рабочих кабинках, как в летательных аппаратах, продолжая при этом бесстрашно красить все подряд, хоть бы и небесный свод.

Мой Свердловск. Метеогорка
Мой Свердловск. Метеогорка

Свердловск
Свердловск

Маляры
Маляры

Впрочем, город для Германа Метелева – это не только созидательная среда, но нередко метафора несвободы и даже насилия над человеком и природой. Сезонная стрижка деревьев («Весна», 1969) – мучительная процедура уничтожения «лишнего». Лихорадочно отпиливающие и отсекающие лишние ветки деревьев рабочие, одетые в синюю униформу, все на одно лицо, в гротескных позах и жестах, невольно напоминали о том, что с конца 60-х годов вновь ужесточилась цензура.

Весна
Весна

Во дворе
Во дворе

Хоккей
Хоккей

Шахматы
Шахматы

Крым
Крым

В живописи Метелева рубежа 60-70-х годов заметное место заняла «рабочая тема». Метелев любил труд, ремесло как естественную потребность человека, потому трактовка подобных мотивов у него не укладывалась в рамки соцреалистических канонов, нередко вызывая отторжение.

Картина с нейтральным названием «Рабочее утро» (1969) была «забракована» выставкомом одной из республиканских выставок. В круговую композицию, утверждающую неизбежность повседневного жизненного цикла, замкнуты рабочие в стандартных робах и стеганных фуфайках с папиросами и газетой «Правда» в руках, художник с мольбертом. Лишь светлая, словно «сияющая» фигура матери с младенцем выпадает из этого круга. 

Рабочее утро
Рабочее утро

Художник не боялся браться за «скучные» сюжеты заводского производства, обнаруживая в них неожиданные ракурсы и сильные эмоции. Заурядный процесс загрузки нагревательной печи он превращал в феерическое театрализованное действо, одновременно похожее на ритуал жертвоприношения («Загрузка нагревательной печи», 1977).

Загрузка нагревательной печи
Загрузка нагревательной печи

В порту
В порту

Пристань
Пристань

Аэродром
Аэродром

  Театр пришел в жизнь и творчество Метелева благодаря его жене Зое Александровне Малининой (1936‑2011) - блистательному сценографу, многие годы проработавшему в Свердловском театре юного зрителя. Объем работы в театре был столь велик, что частенько над спектаклем трудились всей семьей.

Театр как сюжетный мотив и театрализация как художественный прием вошли в его станковое творчество. Программной стала картина «Театр» (1969) - романтическая «анатомия» театра, демонстрирующая его закрытые уголки, его странных обитателей, драматическую атмосферу. Смысловой и композиционный центр картины – освещенная сцена, на которой разыгрывается комедия Гольдони «Слуга двух господ». А вокруг, как в клеймах житийной иконы, - повседневная театральная сутолока, репетиции, изготовление и монтаж декораций, переодевания, проверка работы софитов, репетиция оркестра, изготовление париков, билетная касса, театральный вахтер и пр.

Театр
Театр

Над полотном «Сорок первый год» художник работал семь лет, начав его еще в Ленинграде. Посвященное трагическому началу Великой Отечественной войны, оно драматически передает внутреннее состояние уходящих по пылающей земле солдат. Их крупные фигуры, заполняющие собой всю плоскость полотна кажутся бесплотными, растворяющимися в пространстве тенями, направляющимися в «царство мертвых».

Сорок первый год
Сорок первый год

Еще более сложный спектр человеческих эмоций (боль, страх, ужас, решимость, отчаяние, надежда и др.) - в многофигурной картине «Битва за Родину» (1975). В ней переплетенные тела, изогнутые позы, запрокинутые головы, преувеличенные жесты выявляют нечто запредельное и сверхреальное. Картина, написанная в год празднования 40-летия Победы, выявила еще один страшный и жестокий образ войны. Вокруг нее кипели споры, она обескураживала своей открыто трагической интонацией.

Битва за Родину
Битва за Родину

В автопортрете 1975 года («Между ангелом и бесом») ситуация утрируется: светоносный ангел и устрашающий отсветами адского огня бес увеличиваются в размерах, почти упираются головами в потолок студии, а стоящий спиной к зрителю тщедушный обнаженный художник мучительно решает за кем ему дальше следовать – вниз по лестнице, ведущей в преисподнюю, или вверх по лестнице, ведущей в небо.

Между ангелом и бесом
Между ангелом и бесом

Своеобразный итог художнических рефлексий - «Автопортрет с дорогой» (1998), где черты автора присутствуют и в кентавре, тянущем телегу, и в облике сидящего на нем всадника, размышляющего о радостях и тяготах творческой жизни. Нехитрый скарб мастера – его работы – счастье, печаль, тяжкий груз, под ним он изнемогает, но упорно продолжает избранный путь. А еще с ними - Ангел, который освещает мастеру дорогу.

Автопортрет с дорогой
Автопортрет с дорогой

Да, Герман Метелев хорошо знал, что труд художника требует особого состояния души, что творчество – тяжелая духовная работа. И этому посвящен целый ряд графических работ и картин: офорты «Меланхолия» (1969), «Моцарт и Сальери» (1969), живописный полиптих «Жизнь артиста» (1972). В них творческий процесс представлен им как следование внутренним ощущениям, как сложное духовное развитие, неизбежные душевные страдания и подъемы.

Меланхолия
Меланхолия

Моцарт и Сальери
Моцарт и Сальери

Жизнь артиста
Жизнь артиста

О связи судьбы художника с историей своей страны, с ее духовной атмосферой - картина «Лермонтов. 1841» (1976). Портрет «мятежного гения» романтической эпохи одновременно и взволнованная исповедь человека эпохи застоя, самого автора. Сдержанная колористика почти монохромного серебристого полотна, динамичный композиционный ход, визионерское пророчество порождают вихрь чувств, образов, метафор. 

Лермонтов 1841
Лермонтов 1841

Метелев не писал специально интерьер своей мастерской, только как фрагмент, картину в картине. Изредка зрителю позволено остановиться на ее пороге («Автопортрет», 1973), или выглянуть из ее окна и рассмотреть нарядный дом сталинского стиля, убирающего листву дворника, «дружинников» в красных повязках («Осень 1981 года»).

Автопортрет
Автопортрет

Осень
Осень

В «Сумерках» (1982‑1983) зафиксирован незатейливый, но очень личностный набор предметов: чернильница-непроливайка, ручка, карандаши, пачка папирос «Беломор» (только их курил художник), пепельница с горой окурков, стопка писем. В их изображении есть некий эффект присутствия автора: чернильница открыта, папиросная пачка разорвана нервным движением, окурки смяты и пр.

Сумерки
Сумерки

Волыны, уральская деревня, ставшая местом особого притяжения свердловских художников, вошла в жизнь и творчество Германа Метелева в 70-е годы. Художник оценил не только величественность и торжественность монументальных далей, традиционно привлекавших мастеров-пейзажистов, но и мягкую лиричность, проникновенность, какую-то уютность тихих уголков Урала («Белый день. Март», 1974; «Вечернее солнышко», 1974; «Лето», 1974), непритязательную поэтичность деревенских улочек, огородов, хозяйственных построек и крестьянских забот («Волыны», 1978; «Дрова», 1980; «Снова весна», 1981; «Разговор о будущей зиме», 1983‑1988) .

Волыны
Волыны

Отдых художника
Отдых художника

Гуси
Гуси

Зимний вечер
Зимний вечер

Снова весна
Снова весна

Утро
Утро

Златоуст
Златоуст

Землемер
Землемер

Пленер на Чусовой
Пленер на Чусовой

Геодезист
Геодезист

Солнечная Ладога
Солнечная Ладога

Уральский сказ
Уральский сказ

Кентавр собирающий коренья
Кентавр собирающий коренья

Крик
Крик

Семейная сцена
Семейная сцена

Вечерняя песнь
Вечерняя песнь
Суд париса
Суд париса

Левый. Правый
Левый. Правый

Маленькие трагедии
Маленькие трагедии

Собаки
Собаки