Найти в Дзене
Усадьба Кусково

Шереметевская сага. Николай Петрович Шереметев

Оглавление

Музыка и театр…

«Это составляло главнейшую страсть его во всю жизнь…»

Так писал о графе Николае Петровиче Шереметеве князь И.М. Долгорукий. Эта страсть и была причиной того, что управление собственным крепостным театром молодой граф берет в свои руки. Жемчужиной театра была талантливая актриса Прасковья Ковалева, которой граф Николай Петрович дал сценический псевдоним Жемчугова.

Портрет работы неизвестного художника Прасковья Жемчугова в роли Элианы из оперы А.Гретри «Самнитские браки».
Портрет работы неизвестного художника Прасковья Жемчугова в роли Элианы из оперы А.Гретри «Самнитские браки».

Шереметевская сага. Петр Борисович Шереметев

«Ни античной, ни классической, ни художественно правильной красоты в ней не было… Но в общем, это именно то, что называется красотою выразительной и красотою выражения, а выражается здесь душа…»

- так писал о Прасковье Жемчуговой её первый биограф П.Безсонов.

Талант крепостной актрисы, и высокие качества её души пробудили любовь в сердце графа, однако, пропасть разделяющая сиятельного вельможу и его крепостную актрису была слишком велика.

«Удержит ли меня простое званье?
В ней много так ума, образованья!
Неужто посмотрю, что скажет свет?..»

Слова из пьесы Вольтера «Нанина» были так созвучны мыслям графа Н.П.Шереметева о Прасковье Жемчуговой, а любовь к ней была так велика, что он решается на тайный брак.

-2

Дав Прасковье и её семье вольную, граф тайно венчается с ней. Церковному обряду венчания обычно предшествовал брачный обыск, целью которого было выяснить обстоятельства, которые могли бы препятствовать браку. Сохранился уникальный документ брачный обыск , составленный 6 ноября 1801 года.

Брачный обыск
Брачный обыск
«1801-го Года месяца Ноября 6 дня По указу Его императорского Величества церкви Николая Чудотворца что у старого Каменного мосту Прихожанин Его сиятельство Господин тайный советник Двора его Императорского Величества обер-камергер и разных орденов кавалер граф Николай Петрович Шереметев, приступая к тайне супружества, со свидетельством ниже подписавшихся, знающих состояние жениха и невесты, женится, а понимает за себя девицу Прасковью Ивановну дочь Ковалевскую, которые спрашиваны и показали: 1-е, что они православную веру исповедуют так, как содержит святая и апостольская церковь, 2-е мужду ими родства духовного и плотского, то есть кумовства, сватовства и крестного братства по установлении святыя церкви не имеется, 3-е, состоят они в целом разуме, а не безумные, и к бракосочетанию согласие имеют волное, а не принужденное, 4-е, к бракосочетанию имеют лета правилны: жених 48, а невеста 30 лет, и в том сказали сущую правду, а естьли из объяленного показания окажется, что ложное или что скрыли, за то повинны суду духовному и гражданскому.»

Этот документ подписывали не только вступающие в брак, но и свидетели.

Портрет графа Н.П. Шереметева
Портрет графа Н.П. Шереметева

Недолгим было их счастье, через 20 дней после рождения долгожданного сына Дмитрия, Прасковья умерла. Неутешный супруг увековечил ее память строительством в Москве Странноприимного дома. Это благотворительное учреждение «для презрения бедных, старых и немочных» было задумано еще при жизни Прасковьи Ивановны. И сегодня Сухаревскую площадь в Москве украшает здание Странноприимного дома, в котором продолжают оказывать помощь страждущим (в этом здании располагается НИИ Скорой помощи им. Склифосовского). Прошли годы, пролетели столетия, история любви графа Николая Петровича и Прасковьи Жемчуговой стала легендой, которая передавалась в семье Шереметевых из поколение в поколение.

Дом Шереметевых на Фонтанке
Дом Шереметевых на Фонтанке

Брак графа Николая Петровича с Прасковьей Жемчуговой был бы невозможнее при жизни его отца, графа Петра Борисовича, который конечно не дал бы согласие на этот мезальянс. Нарушение родительского запрета грозило наследнику лишением наследства. Впрочем, в конце XIX века воля родителей уже не была главным условием брака. Об этом следующая семейная история.

Шереметевская сага. Борис Петрович Шереметев

Много написано об этой большой и светлой любви.Мне хотелось познакомиться с подробностями этой почти сказочной истории.Возможно вам тоже будет интересно. Граф Николай Петрович Шереметев (1751-1809) один из наиболее ярких представителей российской культуры конца XVIII — начала XIX веков. Будучи одним из самых богатых дворян той эпохи, он был исключительно щедрым благотворителем. Шереметев также вписал свое имя в историю отечественной культуры как выдающийся театральный антрепренер, создатель одного из лучших театров в России. В Кускове, в своем имении, граф учредил домашний театр, в котором обучались основам актерского мастерства, музыке, пению и танцам наиболее одаренные юноши и девушки, отобранные из его крепостных. Благодаря его попечительству выросли целые поколения талантливых крепостных актеров, музыкантов и композиторов, а Кусковский театр по серьезности постановок, по художественному стилю их оформления и, в первую очередь, по уровню подготовленности талантливой труппы стал ведущим театром России. На его представления стекался весь цвет московской публики, и содержатели частных антреприз часто даже жаловались городскому начальству, что Кусковский театр отбивает у них аудиторию. Прима-актрисой театра, «виновницей» его небывалой славы была Прасковья Ивановна Ковалева (по сцене Жемчугова).

Она родилась в 1768 году, в многодетной семье обыкновенного деревенского кузнеца, крепостного графа Шереметева. Семилетней девочкой ее взяли в господский дом, уже тогда заметив в юной Прасковье необыкновенные артистические способности.

Н. Аргунов. Портрет графа Н.П. Шереметева
Н. Аргунов. Портрет графа Н.П. Шереметева

Сценическому мастерству ее обучали лучшие певцы, музыканты и актеры, в том числе и приглашенные графом иностранцы. Особенно славился голос Прасковьи Жемчуговой — редкое по красоте тембра и подвижности лирическое сопрано, восхищавшее самых взыскательных меломанов. В 16 лет Прасковья Жемчугова заслуженно считалась примой театра, гипнотизируя зрителей проникновенной драматической игрой, необыкновенной для столь юной девушки, и гибким лирико-драматическим сопрано. Жемчугова с легкостью перевоплощалась из трагедийной героини в комедийную болтушку, или в юношу-пажа – стройная хрупкая фигурка ей это позволяла. И всегда срывала бурные овации. Но когда она появлялась на сцене в образе Элианы из оперы "Самнитские браки" Гретри – зал заходился в общем рыдании. Даже Император Павел, до болезненности не любивший выезжать из своего Михайловского замка, несколько раз покидал Петербург только для того, чтобы послушать ее удивительное пение.

Со временем среди ее постоянных поклонников окажутся и последний польский король Станислав II Понятовский, и австрийский эрцгерцог — император Священной Римской империи Иосиф II, и шведский король Густав III, и многие другие знатные особы. Первый ошеломительный успех пришел к Прасковье Жемчуговой в самом начале 1780-х. Она спела главную партию в опере Гретри «Браки самнитян». Тяготение к трагедийному, героическому репертуару, борьба сильных чувств и больших идей отразились в созданном ею образе прекрасной и мужественной девушки, бесстрашно боровшейся за свое право на счастье. Этот образ во многих чертах отражал жизненную драму самой Прасковьи Жемчуговой, ведь личная судьба крепостной актрисы была непростой и драматичной. В 1773 году после четырехлетнего путешествия граф вернулся в Россию и посетил Кусково. Управляющий крепостным театром представил ему молодых талантливых воспитанниц и среди них граф впервые увидел юную и прекрасную Парашу Жемчугову. Впечатление его было незабываемым: «Если бы ангел сошел с небес, если гром и молния ударили разом, я был бы менее поражен» — написал он в одном из писем. Любовь с первого взгляда в скором времени сделалась постоянной и единственной страстью Николая Петровича.

Завидный жених (после смерти отца ему досталось громадное наследство: 200 тысяч крепостных, многочисленные имения — чуть ли не миллион десятин земли), Шереметев будет упорно отвергать самых родовитых московских невест. Зная о невозможности брака с собственной крепостной актрисой, граф раз и навсегда для себя решит: «Никогда и ни на ком, кроме Прасковьи, не женюсь». Условности и понятие о дворянской чести и достоинстве не давали Шереметеву возможности жениться на Жемчуговой, их брак был предельно невозможен, он — обер-гофмаршал императорского Двора, она — его крепостная, да еще и актриса! Прасковья была под стать Шереметеву. Да, прекрасное музыкальное образование, блестящее владение иностранными языками, внешнее изящество и светлая красота… Но разве дело в этом? Тождественность душ – вот первопричина глубокой страсти графа и горячей взаимности крепостной актрисы. Гармоничная, тонкая, щедрая – Жемчугова была слеплена из того же, графского, материала. И только по земным законам стояла ниже его. Шереметев дал обет – если уж он не может жениться на возлюбленной, он не женится ни на ком. После смерти отца Николай Петрович открыто перебрался в специально построенный для Прасковьи дом в Кусковском парке.

Здание Мыльни в Кусковском парке
Здание Мыльни в Кусковском парке

Однако в 1797 году, после того, как графу было пожаловано звание обергофмаршала императорского двора и ему пришлось переехать в Петербург, высшее общество разволновалось. Баснословно богатому Шереметеву исполнилось 37 лет, он был холост, да к тому же сердечен и хорош собой. Завиднейшая партия! Только отчего-то светские увеселения ему неинтересны, а в петербургском доме он живет с крепостной актриской! Это в Кускове Прасковью возносили на Олимп – в расчетливом Петербурге, где бал правили связи и происхождение, свет отзывался о ней не иначе как о дворовой девке. А между тем, граф страшно тяготился осознанием вины перед своей любимой. Северные ветры Петербурга подорвали ее здоровье – Прасковья потеряла великолепный голос. К тому же, у нее обострился наследственный туберкулез. Давно получившая от графа вольную, Жемчугова оставалась простой содержанкой – и горечь этого положения убивала ее.

Воспользовавшись государевой благосклонностью (и присочинив легенду о Прасковье Ковалевской из рода польских шляхтичей!), Николай Петрович удостоился во всех смыслах царского подарка – Александр I подписал специальный эдикт, дававший право графу Шереметеву жениться на Прасковье Жемчуговой. 3 февраля 1803 года Прасковья Ивановна родила сына, наследника несметных шереметевских богатств.

Портрет графа Дмитрия Шереметева с птичкой
Портрет графа Дмитрия Шереметева с птичкой

Шереметев немедленно изолировал ребенка, чтобы предотвратить возможность заражения его туберкулезом. Матери лишь издали показывали сына. Шереметев собрал самых знаменитых врачей, ничего не жалел, но коварная болезнь оказалась сильней. 23 февраля 1803 года Прасковья Ивановна скончалась.

Н.И. Аргунов. Портрет графини Шереметевой в гробу
Н.И. Аргунов. Портрет графини Шереметевой в гробу

Похороны тоже были почти тайными, в последний путь знаменитую актрису провожали в основном крепостные актеры, ее товарищи по сцене. Среди провожающих был архитектор Джакомо Кваренги, который преклонялся перед ее выдающимся дарованием. Похоронена Прасковья Ивановна в Александро-Невской лавре, на могильной плите эпитафия: Храм добродетели душа ее была, Мир, благочестие и вера в ней жила, В ней чистая любовь, В ней дружба обитала... Шереметев сделал из спальни Прасковьи Ивановны мемориальную комнату, завещав не прикасаться к сей комнате и блюсти ее как святыню. По завещанию Прасковьи Ивановны Шереметевой были определены пособия для неимущих невест, для нуждающихся ремесленников и их семей, определялись также средства на выкуп должников из тюрем и на погребение бедны В память о любимой жене граф Шереметев построил в Москве Странноприимный дом.(ныне – НИИ им. Склифосовского). Чтобы увековечить память о любимой, Шереметев воздвиг памятник в парке Фонтанного дома — в виде античного саркофага с надписью на французском языке: "Я верю, что ее ускользающая тень Блуждает вокруг и сегодня, Я приближаюсь, но тут же этот дорогой образ Возвращает меня к грусти, исчезая безвозвратно. " Граф пережил супругу всего на шесть лет. Последние годы он провел в Петербурге, в Фонтанном доме. 1 января 1809 года Николай Петрович скончался.

Благотворитель и меценат Николай Петрович Шереметев получил от Сената золотую медаль за щедрую и бескорыстную помощь бедным.

-10

А между тем сам он был крайне скромен в оценке собственных заслуг и равнодушно относился к придворным званиям, называя себя «простым добрым человеком». В мемуарах очевидца мы читаем: «…Хоронили в простом гробу известного своей благотворительностью графа Н.П.Шереметева. По воле усопшего, все деньги, которые должны были пойти на богатое погребение, примерное его званию и большому богатству, были розданы бедным». Девиз дворянского рода Шереметевых гласил «Бог сохраняет все». Сегодня лишь архивные документы позволяют восстановить события вековой давности и отдать дань уважения людям, движимым благородными идеями просвещения общества. Представителям графской ветви старинного рода Шереметевых в наивысшей степени была присуща потребность бескорыстного служения отечественной культуре - как творения блага, благородных деяний, которыми будут гордиться потомки.

Из завещания Н.П. Шереметева:

В жизни у меня было всё. Слава, богатство, роскошь. Но ни в чем этом не нашел я упокоения. Помни же, что жизнь быстротечна, и лишь благие дела сможем мы взять с собой за двери гроба

Что такое брачный обыск?

В дореволюционной России, как правило, брачные обыски заносились в прошнурованные церковные книги, которые велись при храмах с XVI века вплоть до отделения Русской Православной Церкви от государства вскоре после Октябрьской революции 1917 года. Первоначально основным законодательным документом по вопросам брака был сборник греко-римских законов —Кормчая книга. Затем брачные отношения в России регулировались венечными памятями. Венечная память являлась документом, который выдавался от имени патриарха или епархиального архиерея на имя священника на проведение определенного венчания, при этом с жениха и невесты взималась венечная пошлина. В 1765 году венечные памяти были упразднены Сенатским указом «Об уничтожении венечных памятей и денежного сбора с оных и о произведении обысков прежде венчания вступающих в брак». Указом вводились брачные обыски — акты, составляющие содержание обыскных книг.

Указ 1802 г., предписывал вести брачные обыски в специальной книге. Единообразная форма брачных обысков была утверждена указом Синода от 30 ноября 1837 г. Книги брачных обысков обычно охватывали браки за 5–10 лет и хранились в ризнице церкви. Копия брачных обысков, в отличие от метрических книг и исповедных ведомостей, в консисторию не подавалась. Надо отметить, что документов о брачных обысках сохранились крайне мало, поскольку в годы советской власти они считались документами персонального характера, подлежащими уничтожению. В конце XIX — начале XX века брачный обыск получил второе название — предбрачное свидетельство.

-11

Брачный обыск подписывался женихом и невестой, двумя или тремя поручителями и причтом церкви, к нему прилагались подлинные документы, из которых одни (например, разрешение начальства на вступление в брак) хранятся при обыскной книге, с других документов в эту книгу списываются копии (аттестат о службе и т. п.), а подлинники возвращаются с отметкой на них о совершении брака, за подписью священника. Форма брачного обыска установлена в 1765 году, изменена в 1837 году. До заключения брака священник должен был выяснить, не состоят ли венчаемые в родстве кровном или духовном. Выяснение этого вопроса представляло большие трудности, и необходимая удаленность родства (не ближе чем в шестой степени) не всегда соблюдалась.

Сохранилась запись о брачном обыске, проведенном в связи с венчанием графа Н.П.Шереметева и Прасковьи Жемчуговой , сделанная в церковной книге

«1801-го года месяца ноебря 6-го дня по Указу Его Императорского Величества церкви Николая Чудотворца что у старого Каменного мосту, прихожанин Его сиятельство Господин действительный тайный советник двора Его Императорского величества обер-камергер и разных орденов кавалер граф Николай Петрович Шереметев, приступая к тайне супружества … его Сиятельства нижеподписавшихся знающих состояния жениха и невесты женится. А понимает за себя девицу Прасковью Ивановну дочь Ковалевскую которые спрашиваемы и показали : 1-е Что они православную веру исповедуют как содержит святая Апостольская церковь, 2-е между ими родства духовного и плотского то есть кумовства … не имеется; 3-е состоят они в целом разуме а не безумные и к бракосочетанию согласие имеют вольное а не принужденное. Жених и невеста первым браком в то супружество вступают. Жених не от живой жены, а невеста не от живого мужа; 4-е к к бракосочетанию имеют лета правильные. Жених 48 лет, а невеста 30 лет. На том сказали самую сущую правду, а если из объявленного показания окажется что ложное, или что скрыли, за то повинны суду духовному и гражданскому. А по утверждению всего вышеписанного представляют по себе честных и безподозрительных поручителей в чем собственноручно и подписуются.
К сему обыску вышеписанный жених граф Николай Петровъ Сын Шереметев своеручно подписался.
К сему обыску вышеписанная невеста девица Прасковья Иванова дочь Ковалевская своеручно подписалась».
Что-то пошло не так, и нам не удалось загрузить комментарии. Попробуйте ещё раз
Рекомендуем почитать
Такая хрупкая
Сразу бросалась в глаза физическая разница во внешности между супругами: Фердинанд был высокий и крепкий, а Мария Тереза — миниатюрной и хрупкой. Своего всегда сурового и строгого отца Мария Тереза Тешенская видела редко. Фельдмаршал Карл, сын императора Леопольда II и брат королевы Неаполя Марии Каролины, был горд своим происхождением и военным прошлым. Оставив военную службу, Карл женился на Генриетте, которая была на 26 лет моложе его. Несмотря на отставку, он оставался замкнутым человеком и требовал строгого воспитания детей...
Несчастливый титул
«Князь — злой и распущенный человек. Внучка с ним несчастна, благо, умер через год брака, оставив ей громкий титул и небольшое наследство» — причитала бабушка нашей героини. А после в свете снова вспыхнуло имя Марии. Княгиня стала причиной дуэли и замешана не то, что в любовном треугольнике, — квартет! Мария родилась в 1820 году в малороссийском имении Алексея Петровича Штерича — небогатого, но знатного помещика, предки которого служили в Полтавском полку ещё во времена гетмана Разумовского. Рано...
Красивые и несчастные. Наследницы великого князя Михаила Павловича
Младший сын Павла I великий князь Михаил Павлович (1798–1849 гг.) был несчастлив в личной жизни. Он был женат на немецкой принцессе Фредерике Шарлотте Марии Вюртембергской, принявшей в православии имя Елены Павловны (1807–1873 гг.), – красивой, умной, образованной женщине. Они совершенно не подходили друг другу: утонченная, контактная Елена не находила общего языка со своим добрым, но грубоватым мужем, который всю свою жизнь занимался военной службой. Но несмотря на разницу в характерах, они произвели на свет 5 очаровательных дочек...
Следующая статья
Документы, вакансии и контакты