Конец истории Западной цивилизации в американских школах.

21 February

Освальд Шпенглер прыгал бы сейчас от счастья (или сокрушался), что его прогнозы, сделанные в 1918 году в книге "Закат Западной цивилизации" (Der Untergang des Abendlandes по-немецки) подтверждаются и в американских школах XXI века. Такая вот получилась у Шпенглера "Европа глазами учителя" (он действительно работал учителем в Гамбурге).

Освальд Шпенглер (1880-1936)
Освальд Шпенглер (1880-1936)

Запад или весь мир?

Почти на всех кафедрах истории в американских частных школах устойчиво прорисовывается одна и та же тенденция: сворачивание курсов истории Западной цивилизации (Western Civilization) в пользу всемирной истории (World History).

В самом начале своей педагогической деятельности мне дали вести всемирную историю у десятиклассников. После магистратуры, уже в других школах, вёл историю Европы (European History). Естественно, Россия и Советский Союз там были с боку припёку и только в контексте вечной попытки русских встроиться в Западную цивилизацию или противостоять ей.

Наш учебник истории Западной цивилизации.
Наш учебник истории Западной цивилизации.

История ни о чём?

Всемирная история в десятом классе (если откровенно) - это история ни о чём. Сменяет одна цивилизация другую, а общее между ними только одно: насилие и выстраивание иерархий. У кого сила, у того и правда. Восхищаемся завоевателями, особенно теми, которые смогли построить эффективные модели управления, например, персы со своими сатрапами или Александр Македонский, который в России - Македонский, а в Америке - Великий. Главное, чтобы военная мощь впечатляла.

Мозаика с фрагментом Александра Македонского во время Битвы при Иссе в 333 году до нашей эры.
Мозаика с фрагментом Александра Македонского во время Битвы при Иссе в 333 году до нашей эры.

Понимание текущих событий

История Европы или, ещё точнее, Западной цивилизации - совсем другой подход к предмету. Ученики изучают те понятия, формы управления, идеалы и достижения, на которых строится весь современный мир: национализм, демократия, республика, либерализм, социализм, коммунизм, капитализм, да все понятия не перечислишь.

Можно, конечно, изучать Саудовскую Аравию или Буркина Фасо как нации, но вопросы всегда будут возникать у учеников: а что такое нация и когда появилось это понятие? То есть история Западной цивилизации, особенно начав её с древней Греции и древнего Рима и дойдя до Французской революции, запустившей целый ряд -измов в XIX веке, логично объясняет мир со всеми его трудностями и надеждами.

В то же время, ту планку, которую поднял Запад, ещё никто не отменял. Большинству жителей планеты хочется жить так, как живут на Западе с его уровнем жизни и отношением государства к жизни каждого отдельного человека. Живут ли все на Западе, на самом деле, так кучеряво и справедливо, как многим кажется, дело другое, но идеал остаётся всё тот же.

И суверенитет, за который держится любое уважающее себя государство, уходит своими корнями в Вестфальский договор 1648 года, который перекроил Европу после Тридцатилетней Войны, а это опять история Западной цивилизации.

Подписание Вестфальского Мира в 1648 году.
Подписание Вестфальского Мира в 1648 году.

Всемирная история в угоду глобализации

Окунуться с головой во всемирную историю - это всё равно что забить на латинском языке как на основе изучения всех иностранных языков и начать учить слова и выражения из совершенно разных языков, еле-еле связанных друг с другом.

Отказ от изучения Западной цивилизации, по крайней мере в США, обусловливается запуском глобализации ещё со Второй Мировой, которая только набрала обороты в начале XXI века. Америка с её режимом под названием Pax Americana (как когда-то Pax Romana) хоть и является продуктом Западной цивилизации, но восседает она надо всем миром как планетарный, а не Европейский, гегемон.

"Как футбол объясняет мир". Лет десять назад такие книги, как эта, шли очень хорошо. Сейчас же идут больше те книги, которые объясняют приход националистов к власти.
"Как футбол объясняет мир". Лет десять назад такие книги, как эта, шли очень хорошо. Сейчас же идут больше те книги, которые объясняют приход националистов к власти.

Национализм против глобализации

Возврат многих государств к своим национальным приоритетам в данный момент не в силах остановить набранную за десятилетия инерцию. Попробуй сейчас, останови этот "Титаник" глобализации. Приостановить-то с трудом получается.

Вот по этой-то инерции либеральные (в своём большинстве) частные школы (к тому же, не только светские, но и религиозные уже) переходят на изучение всемирной истории, чтобы угодить всем национальным и расовым меньшинствам в стране, которые уже совсем не меньшинства. Свою численность теряют как раз белые, что, кстати, тоже объясняет упавший интерес к изучению вымирающей расы. Как, впрочем, и с латинским: зачем нужен мёртвый язык?

Тоже сторонник глобализации: Лев Троцкий (1879-1940). Популярная личность в США.
Тоже сторонник глобализации: Лев Троцкий (1879-1940). Популярная личность в США.

Зияющие дыры во всемирной истории

В то время как все школы убеждены в правильности изучения всемирной истории, проблем возникает гораздо больше, чем их решений. Например, как можно изучить историю всего мира в течение всего лишь ста уроков в году, да ещё с десятиклассниками? Какие-то цивилизации придётся оставить в программе, а какие-то из неё выкинуть? Не дискриминация ли это по отношению, скажем, к народам Центральной Азии, которые мало кто изучает в США?

Вот и на нашей кафедре уже тоже запланировано обсуждение всемирной истории вместо истории Европы. Двум прогрессивным коллегам пришла в голову такая мысль. Готовлю вопросы. Хочется узнать конкретно, что их не устраивает в нынешнем курсе Западной цивилизации. Хотят ли они всё сломать до основания, а затем с нуля выстроить новый предмет с новыми лекциями, уроками, домашними заданиями, контрольными и экзаменами?

На нашем собрании я, скорее всего, выступлю Эдмундом Берком, сторонником эволюционных, а не революционных, перемен, если перемены на нашей кафедре вообще необходимы. Кажется, революционный подход к делу сегодня больше в моде.

Edmund Burke (1729-1797).
Edmund Burke (1729-1797).

Спасибо за Ваше внимание. Подписывайтесь на канал. Заходите почаще и пишите в комментариях. До новых встреч!