Сына Ильи Муромца родила ордынская богатырша

4,9k full reads
7,2k story viewsUnique page visitors
4,9k read the story to the endThat's 69% of the total page views
3 minutes — average reading time
Былина, посвященная бою Ильи Муромца с собственным сыном не так широко известна, как другие эпосы, посвященные русским богатырям, но является весьма благодатным полем для исследования. В середине XX века ее изучению была посвящена научная работа, которая вскрыла неизвестные ранее смыслы этого произведения и пролила свет на некоторые аспекты семейных отношений того времени.
Соколик, сын Ильи Муромца в ордынском лагере
Соколик, сын Ильи Муромца в ордынском лагере
Соколик, сын Ильи Муромца в ордынском лагере

Былина была написана примерно на полтора-два века позже основных сказаний о богатыре Илье Муромце, приблизительно в XIV веке. И появление ее было обусловлено рядом явлений в элите русского общества, которые нужно было обозначить и подвести под ними жирную черту, которую символизирует смерть сына Ильи.

Интересно, что исследования на эту тему филолог и этнограф София Александровна Авижанская вела в 1943-1945 годах - во второй половине войны. Она доказала, что сходство сюжетов с некоторыми восточными эпосами, где также повествуется о поединке отца с сыном, связан не с заимствованием, а с гораздо более глубокими корнями - окончательным падением эпохи матриархата в обществе раннего и среднего средневековья. Слом этот шел во многих государствах, в том числе на Руси.

Конец эпохи матриархата

Бой Ильи Муромца - старого воина - с молодым и ярым Соколиком - это не просто схватка двух богатырей. В ходе поединка Илья одерживает верх и расспрашивая поверженного противника выясняет, что он - его сын.

Битва Ильи Муромца с сыном.
Битва Ильи Муромца с сыном.
Битва Ильи Муромца с сыном.

Соколик- сын поленицы-ордынки Златогорки одноглазой (прим: поленица- женщина-богатырь в русских сказках, былинах), с которой когда-то Илья сошелся в поединке, но победы не одержал, как, впрочем, и она над ним. В результате между ними зародились отношения и на свет и появился тот самый Соколик. То есть это был так называемый матриархальный брак, когда отношения происходили на территории женщины и ребенок оставался и воспитывался в роду женщины.

После победы в поединке Илья отпускает сына на волю с заветом привести мать к нему в Киев и самому стать богатырем под началом отца. Юноша возвращается к матери и от нее получает подтверждение, что да, он действительно сын богатыря Ильи.

Но принять этого он не готов. Воспитанный в ордынской традиции Соколик хочет власти, уничтожения соперников и отказывается от такого родства. В досаде он лишает жизни мать (в былине у нее черные космы) и решает, что и с новоявленным отцом нужно разделаться. Возвращается к Илье и хочет заколоть его во сне, но тот просыпается и опережает сына.

Сына Ильи Муромца родила ордынская богатырша

Долг сильнее крови

если учитывать, что период написания этой былины - XIV век, то становятся ясны главные посылы авторов.

  1. Женская модель семьи, где ребенок рождается от случайного мужчины и растет не зная отца в доме матери - это удел прошлого. Побеждает патриархальная модель, которую символизирует Илья Муромец. Он опора, защитник рубежей Руси, его рука не дрогнула убить врага, даже зная что враг- его кровный сын.
  2. Соколик - имя не случайное, так звали русских знатных перебежчиков в стан Орды. И таковые были не один век, обиженные кем-то из родичей они бежали к степнякам и потом на их мечах пытались захватить или захватывали власть. Так к примеру в Москве в 1379 году был публично казнен знатный боярин из рода Вельяминовых - Иван Васильевич. Был он богат, молод, лицом красен, но повинен в подстрекательстве, призывал хана Мамая идти на Русь. Всем было по-человечески жаль молодого боярина, но помиловать его никто не просил, даже родичи молча приняли этот приговор. Иван Вельяминов был типичным "соколиком", который, презирая свой древний русский род, пошел призывать врага против своего народа ради получения власти.

Былина "Бой Ильи Муромца с сыном" была идеологической средневековой пропагандой чистой воды. Во-первых она характеризовала матриархальную модель семьи как слабую и неверную, а во-вторых показывала исход, который ждет изменника иль перебежчика на ордынскую сторону, в-третьих - подчеркивала силу единой власти, которую в эпосе символизирует Илья Муромец, как княжий ставленник.

А вы говорите первый канал...эх, все старо, как мир.

Читайте канал, подписывайтесь, хвалите, ругайте, оценивайте!

Статью " Почему князя Святослава Игоревича считают сведомым " читайте здесь

Статью " Деревянный пирс, который никто не может уничтожить" читайте здесь

Статью "За что меня так ценят московские карманники" читайте здесь