Поход №57. Семиглавая. KavkazTrekking

422 story viewsUnique page visitors
289 read the story to the endThat's 68% of the total page views
3,5 minutes — average reading time

Вид с горы Семиглавая на восток

Поход состоялся 23-24 ноября 2019.

Предисловие

С погодой на выходные было что-то не понятное! Везде погода испортилась: на близ лежащем Индюке, в Туапсе, на Папае, в Лаго-Наках стояла минусовая температура и снег, но не у нас на Семиглавой! Такой прогноз можно было расценить как ошибку! Ну не может же такое быть! Ан нет, может..

Я стала изучать карту ветра и заметила, что ветровые потоки обходят гору Семиглавая и другие, которые находятся внутри "периметра", и как бы огибают линию хребтов и двигаются с севера на юг прямиком в Туапсе. С Востока же периметр прикрывает Лаго-Наки и тоже не дает ветру проникнуть во внутрь.

Таким образом, мы поймали очень хорошую осеннюю погоду в конце ноября! Прям своеобразный "глаз" циклона!

Прогноз

Другие сложности

Ещё была вероятность, что нас просто не пустят в горы из-за периода пожароопасности в лесах Туапсинского района.

Везде в соц сетях мелькала информация, что леса горят, и на туристических тропах стоят патрули, чтобы не пускать людей в горы. Вот это уже было проблемой.

Но, приехав в Большое Псеушхо, никаких патрулей мы не обнаружили, более того, к нам вышел местный житель и предупредил об опасности -в лесу было много охотников. Ну если охотников в лес пускают, туристов уж тем более должны (но это не точно).

И вот мы отправились в путь!

Наша группа

23 ноября. День 1.

С самого утра ярко светило солнце! Ветра не было вообще! Снега тоже не было. Была такая глубокая глубокая осень, что так же редкое явление, потому что обычно снег на Кубани выпадает раньше.

Во время свернув на старую лесную тропинку, мы избежали тонны грязи по ново построенной дороге вдоль той самой тропы. Построили её для вывоза леса из недр лесного фонда Краснодарского края. Насколько это всё законно - лучше не вдаваться в подробности, чтоб не привлекать к себе лишних людей.

Наши

Идя по тропе первое время мы часто слышали выстрелы справа и гуканье людей. Видимо загоняли зверя.. Было немного не уютно. Мы громко разговаривали, но не достаточно громко. Всё же надо быть осторожными, как и предупреждал местный житель из Псеушхо.

Я не знаю, - во время упасть на землю и закричать во всё горло - "Здесь люди! Не стреляйте!" Такие картины рисовал мой возбуждённый мозг, продумывая все возможные варианты развития событий. Но всё обошлось. Спустя время выстрелы прекратились.

Урочище Кубыши

Шли мы довольно бодро и уже через 3 часа были на урочище Кубыши с дольменом. Там у нас был запланирован обед.

И не только у нас! на поляне расположился чей-то лагерь да ещё и с внушительными внедорожниками. Но самих "туристов" не было. А были это - вовсе и не туристы, и позже мы их повстречали..

Дольмен

После обеда сходили проверили на месте ли дольмен, который охраняется государством - на табличке так написано. Вроде ещё стоит, никуда не делся. Внутри так же было пусто, никто не появился.

Оставалось совсем немного времени до места нашей стоянки на реке Малые Наужи, и мы поспешили туда.

Вот там-то мы и повстречали "туристов" на внедорожниках, которые оказались группой охотников из 10 человек с ружьями и серьёзной экипировкой.

Выглядели они миролюбиво, но рассматривали нас с интересом. Расспросили - как и куда пойдём. У них ведь свой интерес - не подстрелить нас ненароком. И пошли вверх на Семиглавую Больше мы их не видели и не слышали.

Наш лагерь

4 зелёные палатки расположились на лесной уютной полянке рядом с маленькой горной речкой.

Пока что прогноз погоды полностью совпадал с завяленным, и было очень интересно как же будет ночью, будет плюс или минус.

Для этих целей у меня с собой был специальный прибор - термометр. Да, обычный термометр с щупом. Он так же показывает влажность воздуха.

Термометр

После установки лагеря, ребята пошли собирать дрова, а я вооружилась фотоаппаратом и пошла делать репортаж происходящего.

Сборы дров

С дровами проблем здесь не было, особенно когда под рукой есть отличная пила!

Александр

И хозяйственный мужчины!

Времени ещё было много, и ребята отправились искать водопады, шум которых мы услышали с тропы. В прошлый раз в мае и я ходила их искать, но совсем они были неказистые, поэтому в этот раз я предпочла попить чай сидя на бревне и послушать тишину леса.

красота леса

Стемнело быстро. В 17.20 было уже темно. Поставили готовить макароны и занялись костром.

Костёр разводили долго, никак он не мог разгореться, дрова и листья были сырые. За пожароопасность можно было не переживать.

Затеяли играть в крокодила. Игра зашла и отлично скрасила наш вечер. Самым сложным словом было - косинус. Попробуй, покажи!)) Но Дима показал!

Холодало.. Поглядывали на температуру каждые 15 минут. Она нещадно опускалась, а влажность росла. Вечером уже было 3,5 градуса и 90% влажности.

24 ноября. День 2.

Джет боил Минимо

Ночью я замёрзла. Поселила ребят в 4м в платку, а сама осталась одна. 4 человека у нас спали в одной палатке, а ещё 3 по одному в свой собственной. Ну что за индивидуалисты! Так и я примкнула к их числу!

Но был у меня козырь в рукаве - одеяло выживания. Свеженькое, только что пришедшее из Китая. Некоторые относятся к нему скептически, но это до поры, до времени, пока не пригодится. Всем туристам рекомендую держать его при себе - очень хорошая и многофункциональная вещь, а стоит 60 р на Али Экспресс.

И я им собственно и укрылась ночью, когда стала подмерзать. Просто развернула и накрыла поверх спальника. Сразу стало ощутимо теплее.

Ночью же температура упала до 1,5 градуса, а влажность выросла до 100%. Было довольно зябко.

Подъём на Семиглавую

В 7.30 выходим на маршрут. Налегке, лагерь не убирали, так и остался стоять на поляне. Туристы и охотники обычно чужие лагеря не трогают - не этично это. А вот дикие звери вполне могли придти, но учитывая полный лес охотников, все они попрятались и не подавали признаков жизни.

Подъём

Подъём преодолели быстро, сказывалась малая численность группы. Погода была ещё лучше, чем вчера. Быстро теплело.

Меньше, чем за 3 часа мы вышли на гребень горы Семиглавая.

На гребне

Виды были шикарные! Солнце и отсутствие ветра придавало хорошего настроения и сил членам нашей группы.

Ещё немного и мы поднялись на вершину. Кроме нас других людей мы там не встретили. Поели сало с хлебом, по фотографировались и полежали на солнышке. По разглядывали силуэты гор. С Семиглавой отлично видно Шесси, Фишт, Оштен, Пшеха-су и Чугуш.

На вершине

На Шесси в это время тоже была группа из 2х человек, которые тоже сходили на гору успешно. Шесси -самая высокая точка Туапсинского района - одна из моих старых хотелок, которой уже больше 5ти лет. Это я про хотелку. Возможно, в следующем году удастся её осуществить.

Гора Шесси

Назад мы пошли другой тропой, по которой ранее я не ходила. Частично это была Яшкина тропа, а потом сворачивала в старый заросший волок.

Такие решения я всегда обговариваю с группой и спрашиваю, готовы ли они идти по неизвестной тропе. Группа была только "ЗА", в отличие от Черногора, где ребята отказались спускаться по Агуловой балке, и мы ушли назад той же дорогой, по которой пришли.

Гора Семиглавая 1457 м

У Ромы, хорошего опытного туриста, был трек этой второй тропы. Ходил он там зимой по снегу с одним нашим общим знакомы гидом Андреем Козловским.

До поворота на этот самый волок тропа была просто отличная и хорошо хоженая, даже квадроциклы набили здесь тропу из Анастасиевки.

Спуск по Яшкиной тропе

А вот после, когда мы ушли на волок, были не большие приключения в виде отсутствия тропы. Но мы отлично справились и максимально быстро вышли через заросли к нашему лагерю, таким образом закольцевав маршрут.

Синие дали

Обратно к Большому Псеушхо ушли той же дорогой за 2 часа. Это очень быстро, у нас было мотивация успеть придти до темноты без фонариков.

На этом всё. Семиглавая оказала нам тёплый приём, за что ей огромное спасибо и почтение. Теперь надо собраться на Шесси, и закрыть этот гельштат.

Фото и текст Людмилы Дьяченко.

Если вам понравился рассказ - ставьте лайк и оставляйте комментарий.

Читайте так же Поход №56. Черногор. 17 ноября. Kavkaz Trekking.